Экологическая акция осенью в доу. Портал образования

Экологические акции в детском саду

4.4.1 «Панорама добрых дел» как форма организации дошкольников

4.4.2 Экологические акции в детском саду как форма организации

4.4.3 Сочинение рассказов

4.4.4. Иллюстрированный экологический журнал

4.4.1 «Панорама добрых дел» как форма организации дошкольников

«Панорама добрых дел: ребята хотят стать юными экологами» - это информационный стенд, в котором фиксируется и прослеживаются любые хорошие проявления детей по отношению к природе.

· Хорошее дежурство в уголке природы

· Изготовление плакатов к акции «Зеленая елочка – живая иголочка»

· Развешивание плакатов про елку

· Активность и инициатива в зимней подкормке птиц

· Хорошие дела дома (с растениями, животными на прогулке)

· Любые хорошие самостоятельные поступки детей, их инициатива

· Интересные наблюдения в природе

· Самостоятельное выращивание растений

· «что я заметил красивого в природе»

· «весенние наблюдения»

· участие в акции «День Земли»

В расчерченном плакате оставляем несколько граф без названия, чтобы ими можно было воспользоваться немного позже.

Последняя графа – подведение итогов:

Количество набранных каждым ребенком похвальных очков

Доброе отношение к людям, в которой нужно будет зафиксировать особо хорошие, яркие поступки детей по отношению к людям (детям в группе, взрослым в д/с, родственникам в семье)

Отметки и похвальные очки можно изображать картинками в графах напротив фамилии ребенка, чтобы он понимал, за что получил похвальные очки. Картинки должны отображать доброе дело ребенка.

Экологические акции в детском саду как форма организации

Это комплекс мероприятий, действий, помогающий детям лучше узнать какую-либо экологическую проблему, проявит свою гражданскую позицию, свое отношение к чему-либо. Это мероприятие всего д/с.

Записывается в готовые задачи. Четко распределяются обязанности между группами.

Длительность проведения экологической акции от 2-3 месяцев. Помимо детей в экологической акции задействованы сотрудники д/с, родители, близлежащие школы, жители района.

Экологическая акция направлена

на детей своей возрастной группы.

Цикл наблюдений

Чтение и заучивание стихотворений

Подбор иллюстраций, энциклопедической и художественной литературы

Комплекс занятий по различным методикам

Продумывание и иллюстрирование сказок

Выставки картин детей

Организация опытов

Создание экологических плакатов

Создание рукописных экологических журналов

Составление иллюстрированного экологического журнала

На детей других возрастных групп

Показ экологических плакатов с беседой-разъяснением

Чтение рукописного журнала с предложением создать свои странички

Совместное проведение викторин

На работу с родителями

Стенды, отражающие направления будущей работы

Экскурсии, походы, выставки

Родительское собрание

Совместные досуги, конкурсы

Выступление родителей перед детьми

Пропаганда экологических знаний среди жителей района

Вывешивание плакатов на подъездах и др.

Концерты при ЖЭКах

Для сотрудников дошкольного учреждения

Изготовление различных выставок (участие)

Создание своих плакатов, вывешивание их на своих рабочих местах

Участие в конкурсах, практических делах

Экологическая акция «Зеленая елочка – живая иголочка»

Мероприятия в акции:

Цикл наблюдений за елью, растущей на участке или в ближайшем окружении

Изготовление, распространение плакатов по сохранение ели

Новогодние праздники в зале с искусственной елкой, на улице вокруг живой елки. Подсчет использованных елок.

Цикл наблюдения за елью:

1. «Как узнать ель?»

2. «Какие у ели иголки?»

3. «Сравниваем ель с игрушечной елкой»

4. «Сколько лет нашей ели?»

5. «Кто может обидеть ель или как мы можем ей помочь?»

6. «Наша елочка красивая»

Экологическая акция «Здравствуй, дерево»

Исследовательский этап:

Наблюдение за деревом (сезонные изменения в его облике, за птицами, которые прилетают к нему)

Проводят разные исследования (изучают листья, кору и другие части деревьев, почву под ними и его обитателей)

Всё сочетается с рисованием, лепкой, сочинением рассказов, сказок, играми и др.видами детской деятельности.

Трудовая деятельность:

1) Уход за деревом: полив, рыхление почвы, внесение удобрений и уборка мусора.

2) Изготовить кормушки или скворечники, подкормка птиц

3) Если дерево небольшое и находится недалеко от дороги, можно сделать ограду

4) При необходимости надо подвязать сломанные ветки или «залечить» раны, сделанные человеком

5) Посадить рядом травянистые растения – цветы.

Примерные занятия

1. Знакомимся с деревом

2. Изучаем листья

3. Изучаем кору и ствол

4. Изучаем цветки

5. Изучаем корни

6. Изучаем плоды и семена

7. Изучаем животных

8. Изучаем почву

9. Изучаем снег

10. Изучаем дождь и иней

Исследования

1. Знают ли дерево?

2. Какой высоты?

3. Какова ширина дерева?

4. Знакомые соседи

5. Семья дерева

6. Дети дерева

7. План участка, где находится дерево

8. Редкое или распространенное дерево

1. Много ли листьев на дереве?

2. Много ли солнечных пятен

3. Может ли тень дерева двигаться

4. Какие из деревьев лучше защищают от солнца

5. Исследование листьев

6. Ощути лист, сравни с животным, зарисуй

7. Определение формы и окраски листа

8. Как прикрепляется лист к ветке

9. Есть ли жилки на листе

10. Игра «определи на ощупь свой лист»

11. Составление коллекции

12. Отпечатки листьев (пластилин, краски и др.)

13. Какого цвета листья у дерева

14. Как пахнет лист

15. Сравнение листьев

16. Какие насекомые живут на дереве (следы)

17. Сравнение листьев кроны на разной высоте

18. Зрительное наблюдение за развитием листа (зарисовка)

19. Наблюдение за почками

20. Как меняется цвет листьев с весны до осени

21. Отпечатки листа

22. Собирание осеннего букета из листьев

23. Куда деваются старые листья?

24. Есть ли пыль на листьях?

1. Исследование толщины ствола на разной высоте

2. Какая кора?

3. Чем покрыта кора?

4. Свойства коры (защищают, согревают, охлаждают)

5. Рисунок коры

6. И т.д. см. №7/2000 «Дошкольное воспитание»

Сочинение рассказов

1. Темы составления рассказов

«Наше дерево летом/весной…»

«Придумываем прилагательные, характеризующие дерево»

2. Игры

Физкультминутка

3. музыка

Прослушивание и подбор произведений на различное состояние дерева

4. изобразительная деятельность

Посетить картинные галереи

Создаем эмблему своего дерева

Занятие по рисованию деревьев, оригами

5. математика

Посчитаем, сколько плодов упало,

используем листья деревьев при составлении математических задач

6.Литература

7.Праздник «День дерева»

Уход за деревом

Нарисовать портрет дерева

Нарисовать открытки

Составление праздника

Отражение отношения детей к природе, деревьям, представлений о жизни дерева, необходимой охраны растения, особенности ухода

10.ремонт старых книг

11.сбор макулатуры


Похожая информация.


Разработать пример природоохранной акции в дошкольном образовательном учреждении тема по выбору студента для детей и родителей старшего дошкольного возраста. Цель и сущность экологического воспитания заключается в развитии у детей осознанно правильного отношения к объектам природы. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов последствия этого воздействия на природу и здоровья людей должны быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью развития у детей начальной позиции по этому вопросу. Акции – это социально...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Вологодской области

«Сокольский педагогический колледж»

Контрольная работа

по предмету: Теоретические основы и методика экологического образования

Тема: «Природоохранные акции»

Специальность 050710

«Специальное дошкольное образование»

Выполнила: студентка 3 курса

Группа Б заочное отделение

Контиевская Марина Николаевна

Проверил:

Сокол

2015

Заключение.

1. Сущность и значение природоохранных акций.

Цель и сущность экологического воспитания заключается в развитии у детей осознанно правильного отношения к объектам природы. Очень важно с первых лет жизни воспитывать гуманную социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов, последствия этого воздействия на природу и здоровья людей должны быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью развития у детей начальной позиции по этому вопросу. Известно, что «передача экологических знаний – это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребёнка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Только в этом случае информация будет лично значимой и трансформируется в деятельность. Поэтому природоохранные акции при развитии представлений о взаимосвязи человека с природой имеют большое преимущество перед другими формами и методами работы.

Акции – это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры.

Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, то в ее ходе решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные, этические, что делает их особенно ценными. Как уже говорилось, выше природоохранные акции реализуются через все виды детской деятельности и имеют сложную структуру, что дает широкое поле деятельности для педагога.

Так как акция это комплексное мероприятие, то в ходе её решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные и эстетические.

Так на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения, пояснения взрослых, беседы, КВНы и т. д.

На нравственное развитие большое влияние оказывает практическая природоохранительная деятельность: развешивание кормушек для птиц, ограждение муравейников, трудовые десанты, развешивание плакатов и многое другое.

Эстетическое воспитание реализуется через всевозможные выставки, экспозиции.

Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней. А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.

Природоохранные акции являются оптимальной формой работы с детьми при развитии у них представлений о взаимосвязи человека с природой.

Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:

● акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение;

● акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности;

● в акции включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители;

● данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;

● природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Широкий спектр структурных компонентов акции позволяет сделать данную работу наиболее интересной и привлекательной.

Структурные компоненты природоохранных акций, являются и методами и формами экологического воспитания.

Природоохранные акции – это общественно-значимые, длительные по времени мероприятия, включающие цикл наблюдений, труд, конкурсы, игры. А так же создание экологического музея (плакаты, природоохранные знаки, творческие работы детей, коллекции, гербарии и пр.). Экологические экспедиции, походы, природный театр, выставка рекордов природы (представление экспонатов природного материала - семена, плоды, сучки необычных, уникальных форм). Создание метеоцентра, островок прогнозирования погоды (сможет помочь детям предсказывать погоду по народным приметам, вести календарь природы). Проведение экологических викторин, выпуск экологических листовок, экологический тренинг.

Экологические экскурсии-экспедиции.

Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научить наблюдать, «читать» книгу природы.

Содержанием экскурсий может стать исследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экспедиции дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в благоприятной экологической обстановке: вдоль забора, на пустыре и т.д.).

Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.

Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа, карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла, папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т.д. Экспедиции чаще планируются в подготовительной к школе группе. Результаты работы оформлять в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Экологические выставки и экспозиции.

Цель – ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям.

Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми.

Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т.д.

На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.

Экологический музей.

Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции детей); вода, ее использование, охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).

Подобный материал позволяет наглядно представлять детям самые разнообразные темы: «Кто такие защитники природы»; «Голубые и зеленые патрули, их деятельность», «Жизнь животных в лесу»; «Таинственный мир насекомых» и т.д.

Но ни один музей не заменит общения с живой природой. И здесь большое значение имеют экологические наблюдения.

Экологические наблюдения.

Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе.

В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища, среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.

Уроки доброты.

Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы.

Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Такие мероприятия, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?»; «Когда можно сказать, что ребенок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»; «Гармония звуков»; «Чем удивительна лягушка?»; «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»; «Когда они бояться?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты чувствуешь любовь своих близких?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Любить – что это значит?»; «Украшение Земли»; «Нужны ли в жизни правила?»; «Что ты чувствуешь, когда ступаешь на землю?»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»; «Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

Экологические игры.

Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города» (ее участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры – формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил).

Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Экосистема водоема» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи (ребенок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных).

Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «Живое – неживое»; «Птицы – рыбы – звери» (на классификацию заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.

Экологические плакаты.

Как пробуждать в детях гражданскую активность ко всему живому? Я думаю, что каждый ребенок может «выговориться» на данную тему в рисунке, эскизе. Эскизная работа является первоисточником пробуждения активности детей, направленной на борьбу за защиту окружающей среды.

Многие, узнав, что дети будут рисовать экологические плакаты, удивляются. Ведь экологический плакат - серьезная вещь. Зачем он нужен ребенку? Но, подумав, поняли, что это правильно. Ребенка нельзя изолировать от проблем жизни. Маленький человек глядит в мир и часто видит (особенно по телевизору) то, что его воображение даже не может принять (горящую тайгу, умирающих, испачканных нефтью птиц, загубленную рыбу). Все это травмирует психику ребенка. Одним из способов освобождения от такого нервного стресса и могут быть экологические рисунки-плакаты, в которых ребенок призывает к действенной помощи окружающей среде, а значит, и сам делает попытку не навредить своему «дому» и тем, кто живет и растет рядом с ним».

Рисунки детей не оставляют никого равнодушным. Можно назвать этот вид работы гимнастикой для ума, которая, помимо всего прочего, формирует личностные качества ребенка.

Природоохранные акции являются действительно эффективной формой работы по формированию у детей представлений о взаимосвязи человека с природой,

3. Организация природоохранных акций.

Воспитатель детского сада — главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада может осуществляться с разной степенью участия детей и взрослых. Крупномасштабные работы выполняют только взрослые. Дошкольники могут стать участниками деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о событиях и делах, наблюдения, посредством своего практического участия.

Воспитатель хвалит детей за правильность выполнения трудовых операций, хорошее их качество (например, делали все осторожно, аккуратно и т. д.), за самостоятельность, уверенность и инициативу; за то, что не забыли сначала осмотреть питомцев и условия, в которых они находятся, и только потом приступили к практическим действиям. В конце напоминает: надо понаблюдать за поведением животных в улучшенных условиях, порадоваться за них. Когда все сделано, воспитатель может подвести итог: «Как замечательно у нас все получилось! Вы почти все сделали сами, без моей помощи, самостоятельно. Я переживала, но у вас все получилось. Молодцы!»

В старшем дошкольном возрасте дети начинают испытывать потребность в самостоятельной деятельности, поэтому правильно организованный труд позволяет детям осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов. Для этого необходимо интересно организовывать процесс с помощью привлекательного оборудования, использования проблемного обучения, игровых и образовательных ситуаций. В нашем дошкольном учреждении мы стараемся, чтобы дети получали положительные эмоции в процессе трудовой деятельности, осознавали значимость результатов своего труда.

4. Разработать пример природоохранной акции в дошкольном образовательном учреждении (тема по выбору студента) для детей и родителей старшего дошкольного возраста.

Экологическая акция «Берегиня»

План проведения акции:

1. Занятия.

Средний возраст – «Кому нужна вода?»

(Познакомить со свойствами воды и её чудесными превращениями; что на планете Земля воды много, но пригодной для питья мало; вода – жизнь; вода нужна всему живому, но только чистая)

2. Рисование: «Портреты воды» (младший и средний возраст)

«Плакаты в защиту воды» (старший возраст)

3. Дидактические игры: «Найди, кто живёт в воде», «Вода – не вода»

4. Чтение экологических сказок Н. Рыжовой «Жила-была река», «Как люди речку обидели»; Т. Николаевой «Приключение капельки»

5. Беседа об экономном, бережном отношении к воде.

6. С детьми старшего возраста организовать рейд «Берегиня» (Пройти по детскому саду и проверить, как пользуются водой сотрудники и дети.)

7. Целевые прогулки на пруд и реку.

8. Праздник: «Бесценная и всем необходимая вода»

Заключение.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Главной задачей экологического образования является вооружение ребенка определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде. Современное содержание термина «экология» предельно широко, оно выводится за рамки биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека к себе, к знанию, к другому человеку, к природе.

Экологическое воспитание дошкольников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Воспитание ребенка через общение с природой - одна из главных задач экологического воспитания. Именно во время прогулок и экскурсий, через прикосновение к живому окружающему нас миру наши дети учатся наблюдать, постигать тайны, ориентироваться во времени и пространстве, появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и сохранять.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

В связи с этим приоритетными направлениями воспитания дошкольников являются:

Формирование у детей основ экологически грамотного, гуманного, нравственного поведения;

Организация природоохранной деятельности детей;

Воспитание у дошкольников потребности к здоровому образу жизни;

Повышение экологической культуры родителей.

Список литературы:

  1. Николаева С. Совместная деятельность взрослого и детей. Дошкольное воспитание, 2000.
  2. С.Н. Николаева. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез. 2004.
  3. Т.А. Серебрякова. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Издательский центр Академия, 2008.
  4. П.П. Федосеева. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа. – Волгоград: ИТД Корифей. 2008.
  5. Л.Н. Маневцова, П.Г. Саморукова. Мир природы и ребенок. Учебное пособие. - С-Пб.: Акцидент, 2006.
  6. Л.Н. Прохорова. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Аркти, 2003
  7. Бондаренко Т.М. «Экологическое воспитание 5-6 лет»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012.
  8. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика - Синтез, 2006.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

4755. Акционерное общество. Акции и их виды 10.03 KB
Любой его участник вправе отчуждать свои акции без согласия остальных членов общества. ЗАО характеризуется тем что: акции распространяются только среди учредителей или заранее определенных лиц; общество не вправе открывать подписку на выпускаемые акции. Среди акций выпускаемых акционерным обществом наиболее...
11841. Понятие акционерного общества. Акции и их виды 17.02 KB
Члены общества акционеры не отвечают по обязательствам компании и несут риск убытков связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. Уставный капитал равен номинальной стоимости акций приобретенных акционерами. Увеличение уставного капитала возможно путем увеличения номинальной стоимости акций решение принимается общим собранием акционеров или путем размещения дополнительных акций решение принятое общим собранием акционеров или советом директоров наблюдательным советом если в соответствии с уставом...
18884. 9.63 MB
Проблема зависимости наблюдается и в Республике Саха (Якутия). Это выражается в том, что больше половины молодого населения имеют основные зависимости перечисленные выше. Решению данной проблемы способствует привлечение разных форм и методов работы: создание клубов по интересам, проведение flash mob. Свой вклад в развитие этого направления общественного движения вносит и социальная реклама.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к природе, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

По ФГОС образовательный процесс необходимо строить на основе комплексно - тематического принципа, приближенного к «событийному», что позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной и познавательной, а образовательный процесс - мотивированным. За основу реализации комплексно - тематического планирования принимаются следующие подходы: значимые события в природе, социальной жизни общества или праздник; значимое событие в литературном произведении; значимые события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, интересных предметов.

Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции - это событийно - значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Акции - это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как:
акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:

в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;

акции - это «игра - всерьез» результаты акции значимы для детей и взрослых;

обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

При организации экологических акций я постаралась придерживаться следующих принципов:

Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

Разумность. Если акция связана с уборкой леса, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

Системность. Последовательность - обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

Таким образом, мной был разработан проект: поставлена проблема, намечены цели и задачи проекта, и, естественно, определены экологические акции - направления работы проекта. Был выдвинут ожидаемый результат:
ожидается расширение представлений у детей о растения и животных родного края. Формирование исследовательских, поисковых навыков и умений; формирование экологического сознания дошкольников - гуманного, осознанно - ответственного отношения к миру природы, стремления сохранить природные богатства нашей страны; развитие познавательного интереса к миру природы родного края; повышение уровня экологической культуры не только воспитанников, но и родителей детей; формирование у родителей потребности в знаниях о гуманном отношении к природе и желания передавать их детям собственным примером; активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом; улучшение экологического и эстетического состояния территории детского сада и города.

Паспорт проекта «Экологические акции в ДОУ»

Название проекта

«Экологические акции в ДОУ»

Интеграция образовательных областей

Познание, основы безопасности жизни, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество и ручной труд.

Участники проекта

Дети старшей группы, педагоги, родители

Тип проекта

Познавательный

Вид проекта

Исследовательский

Срок реализации проекта

Долгосрочный (рассчитан на 1 год)

Проблема

Современные проблемы с окружающей средой.

Цель проекта

Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Задачи проекта

1.Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

2.Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности;

3.Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;

4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы;

5. Активизировать речь и обогащать словарь детей;

6. Развивать эмоциональную отзывчивость;

7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Методы исследования

Диагностирование, опытно–экспериментальная деятельность детей.

Предполагаемые продукты (выход)

1. Оформление проектной папки.

2. Презентация проекта.

Этапы работы над проектом

1 этап: Подготовительный

2 этап: Основной

3 этап: Заключительный

Материал для отчёта о проделанной работе за месяц

Выводы за месяц;

Конспекты НОД;

Конспекты консультаций;

Рисунки детей;

Фотоотчёт о проделанной работе

План реализации проекта:

1 этап - подготовительный: составление плана деятельности; анкетирование родителей; подбор, чтение литературы по данным темам; оформление выставки книг и консультации для воспитателей и родителей. Намечены акции, подбор литературных и музыкальных произведений, иллюстративных материалов на экологическую тему; подготовка цикла бесед и занятий, презентаций на экологическую тему; подбор и изготовление дидактических и интерактивных игр экологического цикла.

Работа с родителями: информация в родительском уголке - консультации, стенгазеты, листовки и брошюры; индивидуальные и групповые консультации;
родительское собрание; привлечение родителей к участию в выставках - конкурсах поделок по каждой акции: из бросового и природного материала, изготовление и развешивание кормушек и т.д.; привлечение родителей к участию в трудовом десанте - посадке цветов и кустарников, субботниках по уборке территории детского сада и у своих домов. Проведение мастер - классов «Вторая жизнь ненужных вещей»; привлечение родителей к участию в КВН «Знатоки природы», совместная организация мини музеев.

Работа с детьми: чтение и обсуждение произведений о природе, животных, растениях, тематические занятия с презентациями экологической направленности, беседы: «Зелёный патруль», «Как научиться быть добрым», «Как подружиться с природой», «Может ли природа обидеться на человека», конкурс чтецов экологической направленности «Давайте друзья в любую погоду будем беречь родную природу!», рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений, изготовление поделок и рисунков по каждой акции (в том числе и из бросового материала), изготовление стенгазет и альбомов о животных и растениях: «Наши цветы в детском саду», «Птицы на наших кормушках», альбомов с рисунками по каждой акции, изготовление буклетов и листовок «Сохраним ели», «Покормите птиц зимой», «Берегите воду». Прогулки по экологической тропе детского сада и за его пределами, участие в трудовом десанте: посев и выращивание рассады цветов, с последующим высаживанием на клумбы детского сада; уборка своего участка от листьев, мусора и веток, театрализация сказок на экологическую тему.

Хочется более подробно остановиться на проведенных акциях.

Акция «Накормим птиц зимой»

Для птиц зима самое холодное и голодное время. В холодный период года большое количество птиц гибнет. И мы можем помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность. Заботливое отношение помогает воспитать в юных душах милосердие, сострадание слабым и обездоленным. Ведь мы несем ответственность за тех, кто рядом с нами!

Цель этой акции - воспитание у детей и их родителей эмоционально-положительного отношения к птицам, развить желание помочь им.

Условия: Для того чтобы стать участником акции детям совместно с родителями предложили сделать необычную кормушку. Родители поддержали эту интересную идею и с удовольствием приносили кормушки. Дети на прогулке самостоятельно повесили их на деревья и всю зиму подкармливали птиц.

Природоохранная акция «Сохраним живую елочку».

Акция проводится в преддверии новогодних праздников с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства. Воспитания бережного отношение к хвойным деревьям, желания сохранить их растущими на участке, в сосновом бору, в лесу.

Дети, совместно с педагогами и родителями создавали плакаты, рисунки в защиту живой ели. Сочиняли рассказы о жизни елочки в лесу, листовки с обращениями - призывами к людям о сохранении живых насаждений, об использовании искусственных елок для «украшения» праздника. Развесили эти листовки на досках объявлений домов, в лесу.

Результатом работы стали рассказы детей о том, как они сохранили елочку (новогодние композиции и искусственные ели дома).

Акция по сбору батареек «Спасём ёжика»

Батарейки сделали нашу жизнь удобнее. Одно лишь но: они имеют особенность разряжаться. А задумывались ли мы, куда деваются использованные батарейки? Конечно, выкидываются, и никто не беспокоится об их дальнейшей судьбе: судьбе отравителя почвы и всего в ней и на ней живущего. 1пальчиковая батарейка загрязняет 20 м² почвы, а, соответственно, 2 дерева, 1 ежа и тысячи дождевых червей, а также грунтовые воды, которые питают деревья, плоды, нас. А ведь возможна их переработка!

Воспитанники моей группы присоединились к акции по сбору использованных батареек под девизом «Сдай батарейку - спаси ёжика».

Каждый ребенок, кидая использованные батарейки в бутыли, установленные в раздевалке, приговаривал: «Один ёжик, два ёжика. Я спас 5 ежей». Каждый маленький человек чувствовал себя великим спасателем, спасателем своей планеты и всего живого на ней.

Все собранные батарейки были опущены в контейнер у магазина «Атак».

Экологический проект «Спасем планету от мусора»

Проводится с целью формирования представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле. Заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах.

Дети знакомы с поговоркой «Чистота - залог здоровья», имеют культурно -гигиенические навыки ухода за одеждой, своим телом. Им предлагается задуматься о чистоте природы, ее значении для растений, животных, человека, почвы. Делают выводы об источниках загрязнения, об ущербе, наносимом красоте природы, о взаимосвязи: больше выбросов - хуже здоровье человека, меньше растений и животных. По осуществлению проекта наметился план действий, проводились опыты. Один из опытов такой: закопали в ящик с землёй консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока другие отходы. Выставили ящик на улицу. Через два месяца раскопали землю и посмотрели, что произошло с этими предметами.

Из всех закопанных предметов в первую очередь сгнили огрызок и шкурка от банана, т. е. пищевые отходы, бумага только начала разлагаться, картон отсырел, жестяная банка покрылась ржавчиной, стеклянная баночка, пластиковый пакет и бутылка не изменили своего состояния. После этого с детьми сделали вывод, что не все предметы быстро разлагаются, что целесообразней отходы повторно перерабатывать, и не разбрасывать мусор где попало.

После этого мы с детьми вышли на уборку близлежащего леса. Дети осознанно собирали мусор, понимая суть своей помощи лесу.

Цель проекта - приобщение дошкольников к миру живой природы, воспитание заботливого, бережного отношения к животным.

Суть заключалась в том, чтобы изучить повадки любимца, собрать информацию о семействе кошачьих. Была собрана информация совместно с родителями и изготовлен лэпбук «Всё о кошках». В итоге оформили «Мини музей кошек», здесь разместились фотографии, мягкие игрушки, картины, книги, детские рисунки, посвящённые кошкам. «Музей» посетили все дошколята нашего сада, даже пришли дети из 26 детского сада.

Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

В рамках акции интересно прошёл КВН «Знатоки природы». Две команды «Следопыты» и «Цветик - Семицветик» состоящие из родителей и детей приложили максимум стараний, умений и знаний по экологическому воспитанию: это знания о природе, ее явлениях, жизни диких животных, птиц, насекомых и т.д. Информация, полученная детьми на этом мероприятии, была очень актуальна и полезна. Жюри оценило ответы команд и в итоге решило, что победила «дружба». Все присутствующие получили много новой, интересной, обширной информации, которая соответствовала всем возрастным критериям в сфере экологического воспитания.

Цель: приобщение детей к рациональному использованию водных ресурсов, привлечение внимания общественности к вопросам сохранения водных ресурсов.

Чтобы заинтересовать детей к участию в этой акции проводились беседы, занятия в форме экспериментов и опытов с водой. Дети выполнили агитационный материал в форме аппликации по теме «Берегите воду», который разместили в своих домах, где проживают. Детьми так же были изготовлены книжки – малышки в форме капли про воду, которые подарили малышам в детском саду.

Акция «Берегите птиц!» (Каждому певцу по дворцу) 1 апреля – Всемирный день птиц.

Цель: Привлечь семьи воспитанников ДОУ к решению проблем окружающей среды, улучшению экологии путем привлечения и заботы о птицах.

В ходе акции дети узнали, что домик для птиц изготавливается из дерева; форма домика свободная, основание скворечника должно быть примерно 25 х 25 сантиметров, а высота - 30 сантиметров. Отверстие - около 5 сантиметров в диаметре. А полочка перед ним должна быть небольшой, иначе этим воспользуются хищные птицы. Родители помогли нам в этом деле. Ребятишки внимательно следили за тем, как скворечники занимали свои места на деревьях. Сколько было восторга и радости в глазах детей, что помогли птицам обрести новое и уютное жилье.

Природоохранная акция «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять».

Цель акции: пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в местах отдыха; повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей.

В ходе акции решались следующие задачи:

формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развитие системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей среды своей местности.

Акция «Подарим книге новую жизнь – спасем одно дерево»

В рамках «Недели книги» в апреле стартовала акция «Подарим книге вторую жизнь – спасем одно дерево!». Во время организованной образовательной деятельности, проведенной в форме бесед, рассказов, наблюдений, презентаций, опытов и исследовательской работы дети узнали о том, как и откуда появляется бумага, в каких сферах деятельности используется. Совместно с детьми было проведено экспериментирование «Сравнение свойств разных видов бумаги и картона». На занятии дети познакомились с разными видами бумаги и картона, в ходе самостоятельного исследования свойств бумаги и картона дети пришли к выводу, что изделия из бумаги и картона требуют бережного к себе отношения. После с детьми изготовили бумагу в условиях детского сада. Чтобы приготовить бумагу нужно разорвать бумагу на мелкие кусочки и поместить их в таз. Налить в таз воды и оставьте на ночь. Затем размолоть бумагу миксером так, чтобы можно было различить мелкие кусочки или волокна бумаги. Положить всё на рамку, дать стечь воде, а затем просушить. Из этой бумаги дети вырезали элементы аппликации, которые использовали в оформлении открыток.

Вместе с детьми мы организовали мастерскую по ремонту книг, где «лечили» старые книжки: подклеивали странички, делали красивые переплёты. Ребята отремонтировали 16 книг и обещали продолжить эту работу дома вместе с родителями. Проведение такой акции для детей способствует бережному отношению к книге.

Акция «Вторая жизнь ненужным вещам»

Цель акции: Знакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционными способами применения различных материалов, формировать интерес к творческой деятельности. Содействовать знакомству родителей с применением различных нетрадиционных материалов в творческой деятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Был проведен мастер класс для родителей «Поделки из бросового материала. Новое и полезное из ненужных вещей».

Дети совместно с родителями дома изготовили интересные поделки.

Очень интересно в нашей группе прошло мероприятие «День матери». Прошел необычный конкурс, под названием «Лучшее платье из бросового материала». Дети совместно с родителями создавали и демонстрировали наряды, которые были изготовлены из различных материалов, таких как: мусорные пакеты, магазинные пакеты, подарочная упаковка, журналы, коробки и др. Все костюмы получились эстетически оформленными и оригинальными. Задача родителей состояла не только в изготовлении костюма или платья, но и также в представлении его, небольшой презентации. Так, родители, представляя свои модели на конкурс, читали стихи, пели песни, рассказывали о том, что вдохновило их на данную конкурсную работу.

3 этап - заключительный:

Достигнутые результаты: переоформлены клумбы (видовой состав), развешены кормушки (на территории ДОУ и у домов) и ведется подкормка птиц зимой; развесили скворечники (на территории ДОУ), сдано более 100 батареек и 10 ламп в специальный бокс (у магазина «Атак»); у детей формируется осознание ответственности за последствия некоторых своих действий, сформированы трудовые навыки по уходу за растениями, много интересных поделок сделано из бросового материала, родители вовлечены в педагогический процесс ДОУ и являются активными помощниками, укрепляется их заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ.

В заключение хочу сказать, что экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы.

С уверенностью могу сказать, что участвуя в экологических акциях, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей.

Природоохранная акция «Берегите воду»

Цель. Привить навыки экономического расходования воды. Показать необходимость воды для всего живого. Продолжать знакомить с круговоротом воды. Воспитывать бережное отношение к воде.

План проведения.

Предварительная работа.

    Беседы «Волшебница вода», «Путешествие капельки», «Кто живет в реке и озере».

    Чтение и обсуждение произведений Н.А. Рыжевой «Жила-была река», «История одного пруда», «Как люди речку обидели», «Сказка о человеке и Золотой рыбке».

    Показ на панно сказки «Как капельки путешествуют».

    Знакомство с правилами экономного отношения к воде.

    Проведение цикла наблюдений у водоема (река Кирпили).

    Сбор мусора на берегу реки Кирпили.

    Выпуск экологической листовки «Давайте беречь воду».

Ход акции

    Проведение рейда по детскому саду с целью проверки экономного использования воды сотрудниками и детьми детского сада.

    Развешивание «Знаков – предупреждений» в умывальных комнатах.

    Сбор мусора (пластиковые бутылки, пакеты и др.) по берегу реки.

Итог акции.

Фоторепортаж о проведении акции.

Оформление альбома «Сбережем каждую капельку»

Природоохранная акция «Поможем зимующим птицам»

Акция «Поможем зимующим птицам» стала уже традиционна в нашем детском саду. Она проводится в декабре и продолжается на протяжении всей зимы.

Цель. Приучать детей заботится о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от знания, что, делясь крохами, можно спасти птицу от гибели. Дать детям элементарные знания, чем кормить птиц зимой. Воспитывать доброе отношение к птицам.

План проведения.

Предварительная работа.

    Беседы «Птичья столовая», «Жизнь птиц зимой».

    Проведение наблюдений за птицами, посещающие наши кормушки.

    Игры «Какая это птица», «Птицелов», «В зимней столовой», «Кто, как кричит» и др.

    Чтение художественных произведений: В. Жуковский «Птичка», В. Бианки «Синичкин календарь», Разведчики, И. Полуянов «Гвоздик», «Синичьи кладовки», Г. Скребицкий «Мать и кормилица», Ю. Дмитриев «Снегирь».

    Изобретение детьми новых конструкций кормушек для зимующих птиц.

    Конкурс на лучшую кормушку (к изготовлению кормушек привлекались и родители).

    Заготовка корма для птиц.

Ход акции

    Развешивание кормушек на участках детского сада.

    Подкормка птиц в течение зимы.

Итог акции.

    Награждение медалью «Друзья зимующих птиц». Отметить деятельность самых заботливых и ответственных детей.

    Оформление дневника наблюдений «Кто обедал в нашей столовой»

Природоохранная акция «Первоцветы»

Цель . Уточнить и расширить представления о первых цветах весны. Учить любоваться растущими цветами, беречь прекрасные творения природы. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

План проведения.

Предварительная работа.

    Беседа «Первоцветы».

    Знакомство с первоцветами занесенными в Красную книгу.

    Рисование плакатов в защиту первоцветов.

    Чтение литературных произведений: И. Беляков «Подснежник проснулся», А. Онегов «Ландыш», В. Степанов «Летающий цветок», О. Мариничева «Первоцветы», Е. Серова «Ландыш».

    Разучивание стихов о весенних цветах.

Ход акции

    Выпуск и раздача листовок родителям «Берегите первоцветы»

Природоохранная акция «Прилет птиц»

Цель . Обобщить знания детей о перелетных птицах, воспитание бережного отношения к нашим меньшим друзьям. Закрепление представлений о том, что все в природе взаимосвязано: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных.

Задачи . Развивать творческие способности, умение находить причинно-следственные связи. Учить детей понимать образный смысл загадок.

План проведения.

Предварительная работа.

    Рассматривание иллюстраций «Птицы»;

    Чтение Г. Спетрев «Ласточка», Н. Сладков «Ранняя птичка», «Скворцы-молодцы», «Улетают журавли». Загадки о перелетных птицах. Консультация для родителей «Маленькие соседи на планете». Досуг для детей «расскажем сказку вместе».

    Рисование «Птицы в детском саду»;

    Беседа о перелетных птицах.

    Игровая деятельность: «Что за птица», «Найди лишнее».

    Совместное с родителями изготовление скворечников.

Ход акции

    Выпуск альбома «Птицы в детском саду», посвященный прилету птиц.

    Развешивание скворечников на территории детского сада.

Природоохранная акция «Цветущий детский сад»

Цель : Решать задачи экологического воспитания детей посредством совместной трудовой деятельности детей, педагогов и родителей.

Задачи. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, друг с другом, с родителями, формированием умений и навыков в трудовой деятельности.

План проведения.

Предварительная работа.

    Изготовление родителями ящиков для выращивания рассады;

    Посев семян на рассаду;

    Уход за рассадой;

    Наблюдение за ростом рассады (дневник наблюдений);

    Консультации для родителей «Ландшафтный дизайн», «Огород»;

    Рассматривание журналов «Мой цветущий сад», «Вокруг цветов», «Мастер цветов», « Цветок» и т. д.

    Игровая деятельность: игра «Цветочное лото»; игра «Я садовником родился».

    Слушании е музыки: П.И.Чайковский «Вальс цветов»

Ход акции

    Разбивка цветников на территории детского сада, огорода.

    Высадка рассады в цветники, фитоогород и огород.

Итог акции.

    « Фоторепортаж о проведении акции»

    Проведение праздника цветов.

Экологические проекты.

    «День цветов» (июнь, все группы).

Цель: воспитывать желание сделать Землю красивой.

Прополка и полив цветов на клумбах;

Беседы о цветах. Загадывание загадок;

Игры «Садовник», «Угадай по описанию» и др.

Правила сбора цветов;

Украшение групп букетами садовых цветов.

2. «Жалобная книга природы» (июнь, все группы).

Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Прогулка в близлежащий лес, наблюдение за состоянием объектов природы;

Составление жалоб от растений, насекомых обитающих в нашем лесу;

Закрепление правил поведения в лесу.

3. « Очаровательный сорняк» (июль, все группы).

Цель: рассказать о том, что все без исключения растения полезны.

Сбор информации у родителей о то, что такое сорняк;

Рисование букета сорных растений.

4. Экологическая профессия ( июль, старшие группа).

Цель: познакомить с профессиями связанными с природой.

Рассматривание иллюстраций;

Чтение художественной литературы;

Беседы о садовниках, лесниках, пожарных и др.;

Посещение теплицы и знакомство с профессией озеленитель.

5. «Дождики» (июль, все группы).

Цель расширить и уточнить знания детей о дожде, как виде осадков.

Наблюдение за дождем;

Беседы о видах дождя: ливень, «грибной», «слепой», веселый, летний, грустный, затяжной.

Знакомство с приметами, говорящими о скором дожде.

Рассказ о растениях (одуванчик, кубышке и др.) и их поведении перед дождем.

Рисование на тему: «Кому от дождя хорошо?».

6. « Лесная аптека» (август, старшие группы).

Цель: продолжать знакомить с лекарственными растениями.

Рассматривание иллюстраций и беседа с детьми;

Посещение аптекарского огорода;

Беседа о правилах сбора растений.

7. « Зеленый дом» (август, все группы).

Цель: увеличить численность комнатных растений в группах.

Сбор отростков растений;

Высаживание растений в горшки;

Ознакомление с «родословной» растений.

Экологические рейды

    Экологический рейд по группам «Сохраним каждую капельку»

    Экологический рейд по улицам города.

Цель: выяснить, что загрязняет воздух в нашем городе и что можно сделать, чтобы меньше наносить вреда природе (выхлопные газы транспорта, сжигание мусора, выбросы заводских труб).

Выпуск экологических листовок

    «Давайте беречь воду»

    «Берегите первоцветы»

    «Как вести себя в природе»

    «Сбережем нашу планету»

Туркина Валентина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ"117 Детский сад комбинированного вида "Теремок"
Населённый пункт: г.Ангарск Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Экологическая акция как средство формирования экологической культуры дошкольников
Дата публикации: 07.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Экологическая акция как средство формирования

экологической культуры дошкольников

Туркина Валентина Васильевна

МАДОУ№117 детский сад комбинированного вида «Теремок», г. Ангарск

С. Н. Николаева

формирование

экологической

культуры- «это становление осознанно-правильного отношения к природе во

всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим».

Отношение

является

показателем

экологической

культуры.

С.Л.Рубинштейн,

А.Н.Леонтьева,

В.Н.Мясищева,

С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин и др. считают отношение к природе

проявлением

личности. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно

выражение

поступках,

практических

действиях,

деятельности.

Формированию

осознанно-правильного

отношения

способствуют

различные

взаимодействия

взрослого

ребенка, в том числе и экологическая (социальная) акция.

«Социальная акция- это серия взаимосвязанных и запланированных

действий, нацеленных на достижение конкретных результатов в решении

социально значимой проблемы в течение определенного периода времени».

Дзялошинский И.М.

Экологические

акции-это

событийно-значимые

мероприятия,

направленные на сохранение окружающей среды. В ходе проведения акций

дошкольники

получают

природоведческие

формируются

навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат

экологической пропагандой среди родителей, которые становятся активными

помощниками

образовательной

деятельности

дошкольниками

используем

следующий алгоритм организации экологической акции:

Определение проблемной ситуации («зоны беспокойства»). Проблема

должна быть очень конкретной и понятной для дошкольников.

Анализ и исследование проблемной ситуации. Анализируя проблему,

необходимо выяснить и систематизировать информацию по ней.

Определение долгосрочных целей экологической акции.

Определение

педагоги

воспитанники

привлечь

осмыслению

экологической

проблемы.

Определение форм привлечения внимания к экологической проблеме.

Разработка основной идеи, плана, мероприятий экологической акции.

Определение результата, проведения экологической акции, проведение

итогового

мероприятия,

красочным

запоминающимся.

дошкольном

учреждении

традицией

проведение

экологических

Предлагаю

вниманию

алгоритм

проведения

экологической акции с дошкольниками на тему «Защитим птиц».

Начинается

экологическая

обсуждения

утреннем

воспитанников

Ребятами

предложены несколько вариантов (поможем деревьям, птицам, животным). В

помощь нашим маленьким братьям-птицам.

Если будем больше знать об особенностях жизни птиц, то у нас будет

исчезающих

Организуем

функционирование

познавательного

воспитанники

самостоятельно выбирают темы для исследования.

традиционных

взаимодействия

воспитанниками

(познавательные

продуктивная

деятельность,

изучение

познавательной литературы и др.) в план экологической акции включили

изготовление листовок и плакатов, призывающий подкармливать птиц не

только зимой, но и ранней весной, буклетов «Берегите птиц», предложили их

родителям дошкольного учреждения. Изготовили предупреждающие знаки

по охране птицдля ребят и взрослых, которые не знают правил поведения в

природе или просто их забыли: «Не шумите в лесу!», «Не трогайте птенцов в

гнёздах!», «Не ловите птиц!», «Не разоряйте птичьих гнёзд!», «Не убивайте

птиц!» и др. Провели исследовательскую конференцию на тему «Что мы

пригласили

воспитанников

дошкольного учреждения.

информационный

«Телеканал»

постоянно

демонстрировал

видео и фоторепортажи о том, как проходит экологическая акция.

Представители

агитбригады

призывом

построим

обратились

изготовить

скворечники и развешать их на территории к взрослым и воспитанникам

всего дошкольного учреждения. В один из дней, изготовленные совместно

родителями и детьми, скворечники развесили на территории дошкольного

учреждения и близлежащего парка.

воспитанников

младшего

дошкольного

возраста

приготовили

книжки-малышки: «Какую пользу приносят птицы?», «Загадки – отгадки»,

«Стихи о птицах», книжки-раскраски «Птицы» и др.

результате

реализации

экологической

воспитанники представили свои индивидуальные познавательные проекты,

скворечники

изготовили

листовки,

изготовили и подарили знаки по охране птиц ребятам из других групп,

выступили

агитбригады,

попросили

поддержать

экологическую акцию.

воспитанники

дошкольного

учреждения

приобрели

практические навыки помощи птицам, потребность в проявлении доброты,

чуткости и бережного отношения ко всему окружающему. Воспитанники

проявляют

инициативу

экологических

ближнего

окружения,

участвовать

экологически

ориентированной

деятельности.

Список литературы

1.Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта

[Дет. сад N 403 Москвы] / /Дошкольное воспитание. - 2002. - No7. - С. 18 - 21.

2.Николаева

методика

экологического

образования

детей». – М.: Академия, 2009г.

3.Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в подготовительной к

школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 - 7лет», с.62 - 63.

4.Скоролупова

комплексно

тематическом

принципе

построения

образовательного

процесса

дошкольном

образовании» - //Дошкольное воспитание. - 2010г.- N5.