Как отличить натуральный камень от искусственного? Как отличить камень от подделки Как отличить драгоценные камни от подделки.

Почти во всех сувенирных магазинчиках, торгующих камнями, есть эти подделки. Речь идёт не о выдавании дешёвых минералов за более дорогие, как в случае с крашеной "бирюзой" из говлита или "цитринов" из жжёного аметиста, а об искусственных имитациях полудрагоценных камней. Безусловными лидерами тут являются кошачий глаз, авантюрин и "лунный камень" .

Поддельный кошачий глаз

В большинстве сувенирных ларьков продаётся именно это боросиликатное стекло.

Выбор - на любой вкус и цвет!


Кроме стекла, для имитации "кошачьего глаза" используются синтетические минералы - кетсайт и улексит.

На самом деле, "кошачий глаз" это даже не конкретный камень, а название эффекта ирризации, свойственного некоторым минералам. Этот оптический эффект действительно напоминает глаз кошки.
Натуральный "кошачий глаз" хризоберилл (цимофан) стоит очень дорого, как алмазы и рубины. Естественно, в сувенирных лавках такие камни не продаются. В магическом плане "кошачий глаз" считается защитным камнем. Не нужно огорчаться из-за его недоступности, ведь существуют также другие разновидности глазковых камней - тигровый, соколиный и бычий глаз. Они не являются редкостью, стоят недорого, поэтому обычно их не подделывают. Изделия из тигрового глаза есть практически во всех лавках.

Натуральный "кошачий глаз" хризоберилл

В стеклянном "кошачьем глазе" нет ничего плохого - это прекрасный, яркий и недорогой материал для украшений. Но если продавец называет его натуральным, это уже обман. Хотя очень часто продавцы в сувенирных лавках сами не разбираются в своём товаре и искренне верят в натуральность стекляшек. Да что говорить, если в казалось бы, серьёзных энциклопедиях по минералам в качестве иллюстраций используются подделки. Вот к чему приводит экономия издателей на копирайтерах и лень самих копирайтеров, не умеющих нормально пользоваться гуглом.

Такие сверкающие золотистыми блёстками бусины обычно продаются под видом авантюрина. Это не минерал, а особое авантюриновое стекло с крошкой оксида меди, кобальта, железа или хрома.

"Современная стекольная промышленность имеет множество составов авантюриновых стекол, полученных в разные годы в разных странах. Известны авантюриновые стекла с блестящими включениями, содержащие оксиды кремния, алюминия, кальция, магния, марганца, железа, хрома, фосфора, натрия, калия, титана, никеля, кремния (SiO2, Al2O3, CaO, MgO, MnO, Fe2O3, Cr2O3, P2O5, Na2O)и др. Как видим.задействуется значительная часть периодической системы элементов. Недостатками таких составов стекла являются высокая температура варки стекломассы (до 1430-1460 оС) и низкая твердость получаемого стекла (650-730 кг/мм2) . Это приводит к высокой себестоимости изделий из авантюринового стекла из-за больших энергозатрат и снижает их потребительские свойства, поскольку полированная поверхность стекла с низкой твердостью быстро теряет свое качество в силу истирания.

Сейчас перед технологами и химиками этой отрасли стоит задача получения авантюринового стекла высокой микротвердости и механической прочности, расширения его декоративных свойств, а также снижение стоимости процесса и состава за счет использования более дешевого сырья. Это требование современного дизайнерского искусства и возросших промышленных возможностей. Поэтому научными институтами совместно с заводами ведутся разработки в направлении удешевления авантюриновых стекол, и одним из вариантов является использование сырья с содержанием до 60% шлака в шихте. Проходит испытание авантюриновое стекло на основе высокожелезистых шлаков. Наряду с хорошими декоративными свойствами оно имеет улучшенные физико-химическими свойства: повышенную микротвердость и щелочеустойчивость, температуру размягчения примерно 650 °С, и показатель преломления до 1,596 единиц.

В последние годы нашим ученым удалось получить стекольные сплавы повышенной твердости и улучшенных прочностных характеристик введением оксидов бора, расширения цветовой гаммы, усиления авантюринового эффекта за счет введения оксидов меди, хрома, титана, кальция и других различных металлов.. Большие достижения в изобретении авантюриновых сплавов принадлежат ученым Государственного научно-исследовательского и проектного института азотной промышленности и продуктов органического синтеза, достойный вклад внесен изобретателем А.В.Кочановой из г. Липецка и многими другими учеными. Эти изобретения имеют мировое значение и защищены патентами.

Технология получения таких стекол довольно сложна. Сначала подготовленную шихту плавят в печах большой мощности при 1350-1400 oС в течение примерно часа, затем температуру несколько уменьшают, и после непродолжительной выдержки проводят отжиг при 750 oС. Для получения стекла используют продукты обогащения апатито-нефелиновых руд и полевошпатового минерального сырья в составе с гранулированными доменными и конвертерными, феррохромовыми шлаками, подбирая их в соответствии с требуемым соотношением компонентов. Для увеличения прочности и устойчивости состава вводят оксиды бора (В2О3),добавляют оксиды лантана, цезия, самария и др (La2O3, CeO2, Sm2O3) для расширения цветовой гаммы, оксиды титана, калия и меди (ТiO2, К2О, Сu2О) способствуют окрашиванию не смешиваемых областей во все цвета радуги, что и фиксируется на стеклах в виде застывших разноцветных узоров с блестками кристаллов хрома, марганца и меди (Сr2O3, MnO, Сu2О).Полученное стекло имеет твердость 850-880 кг/мм2, непрозрачно, его поверхность рисунчатая, а в массе - золотистые, розовые, зеленые блестки размером от 0,5 до 2,0 мкм." ссылка

Чаще всего в лавках продаётся авнатюриновое стекло кирпичного цвета, но оно бывает также синим, чёрным, зелёным...

А вот так выглядит настоящий авантюрин

Природный авантюрин это разновидность кварца, в нём действительно есть маленькие искорки - включения пластинчатых или чешуйчатых минералов (зеленой слюдки-фуксита, вишнево-красного гематита и др.), которые вызывают мерцание камня при его повороте. В авантюриновом стекле блёсток много и размера они одинакового, тогда как в камне блёсток обычно мало, они разного рамера и яркости. Авантюрин камень недорогой, поэтому имеет смысл поискать настоящий в специализированных магазинах. В простых сувенирных лавках есть только стекло.

"Лунный камень" - матовое стекло

Красивое, правда? Но это всего лишь стекло, которым забиты наши сувенирные лавки.

В нём действительно есть что-то лунное...

"Лунный камень" - народное, а не минералогическое название. "Лунными камнем" называют минерал адуляр, а также иногда беломорит и лабродорит ("тёмный лунник").

Так выглядит натуральный хорошего качества адуляр

В отличие от настоящего "лунного камня" адуляра, "лунное стекло" равномерной окраски и не обладает эффектом ирризации.


Адуляр - разновидность полевого шпата с химической формулой K. Своё название он получил в честь горы Адула в швейцарских альпах. Добывается в Индии, Шри-Ланке, США, России. Цена "лунных камней" выского качества довлльно велика и конечно, их нет в большинстве сувенирных лавок. Купить натуральный лунник можно в специализированном магазине или на выставке минералов. Не нужно путать "лунный камень" (полевой шпат) с селенитом (поделочный гипс), на многих сайтах их сваливают в одну кучу.

Лунный камень

Беломорит - непрозрачный "лунный камень", добываемый в России

Лабрадорит - "тёмный лунник"

Естественное желание обладать красивыми ювелирными украшениями делает многих покупателей легкой добычей для разного рода мошенников. И в этом случае вожделенные бриллианты в серьгах, купленных в ювелирном магазине, оказываются не более чем дешевыми фианитами, а янтарное колье превращается в пластиковую подделку. Будьте бдительным покупателем и не позволяйте себя обманывать. Чтобы купить ювелирное украшение с натуральным камнем вовсе необязательно приглашать маститого специалиста. Наши советы помогут вам совершить удачную покупку.

Аметист

Синтетический аметист - одна из имитаций природного аметиста, и распознать фальшивку очень сложно, так как физико-химический свойства искусственного и природного минерала очень похожи. Такие синтетические аналоги производятся сейчас в промышленных масштабах и в ювелирных украшениях используются очень часто. Еще чаще можно встретить крашеные фианиты, которые можно выявить очень простым методом. Приложите камень к щеке: природные аметисты плохо проводят тепло, а, значит, длительное время будут оставаться прохладными. Крупные камни лучше проверить в геммологической лаборатории.


Аквамарин

Аквамарины очень легко спутать с натуральными топазами, так как оба минерала имеют одинаковый оттенок и структурные включения и дефекты, присутствующие у всех природных камней. Одним из методов диагностики аквамарины могут стать так называемые "хризантемы" в структуре камня (заметные белые включения), которых не может быть у топазов. Имитациями аквамарина могут служить искусственная шпинель, обыкновенное стекло и синтетический кварц, имеющие индивидуальные физико-химические свойства. Например, эти подделки не дают того переменчивого цвета, которым славится аквамарин. Если повертеть его под разными углами, можно наблюдать смену по крайней мере двух, а то и трех оттенков: голубоватый, синий, зеленый и их вариации.

Бирюза

Бирюза - один из лидеров по количеству видов подделок. Ими могут быть как обычная пластмасса или стекло, которые довольно легко распознать при внимательном рассмотрении, так как они не имеют особой пористой поверхности бирюзы. Кроме того, стеклянная подделка выдает себя наличием микроскопических пузырьков воздуха, которых нет в натуральной бирюзе. Что касается более искусных подделок, то здесь необходимо упомянуть низкокачественные образцы бирюзы, которые лабораторными способами облагораживают и выдают за первосортные минералы. В дело идут термическая обработка, нанесение особых укрепляющих составов, склеивание бирюзовой крошки и многие другие методы. При склеивании бракованных кусков бирюзы, есть вероятность, что камень вскоре рассыплется на части и придется запасаться клеем "Момент".



Гелиодор

Самыми ценными образцами этого минерала считаются лимонного цвета гелиодоры с высокой степенью прозрачности, поэтому сразу отказывайтесь от покупки, если вам предлагают не очень чистые и даже мутные камни. При покупке не лишним будет иметь при себе стекло, чтобы провести по нему гелиодором. Камень должен поцарапать стеклянную поверхность, ведь его твердость достаточно высока - 7,5 по шкале Мосса. Еще один отличительный признак природного гелиодора - свечение желтым цветом в диапазоне коротких волн.



Горный хрусталь

Следует понимать, что горный хрусталь - это совсем не то же самое, что вещество, из которого изготовлены "хрустальные" бокалы стоимостью двести рублей. На самом деле это всего лишь смесь кварца, соды и извести, однако из нее получаются совсем неплохие подделки под горный хрусталь. Иногда под видом этого прекрасного минерала и вовсе продают обыкновенное стекло, а ведь распознать натуральный камень совсем нетрудно. Вглядитесь в структуру минерала - даже без лупы в ней можно увидеть легкую дымку, которая напоминает застывший лед. Стекло же прозрачно и не так прохладно как горный хрусталь, который даже в самую сильную жару остается холодным.

Гранат

Гранат подделывают не так уж часто. Во-первых, цена этого красивого минерала достаточно демократична, а во-вторых, гранаты обладают рядом специфических особенностей, присущих только им. Эти камни обладают легким магнетизмом, поэтому при покупке стоит вооружиться магнитом и пробкой, которая нужна для нейтрализации магнитного поля металлических весов, куда вы положите гранат. Итак, гранат кладется на пробку, а пробка на весы. Затем к камню осторожно подносится магнит и на расстоянии десяти миллиметров гранат станет проявлять свою магнитную природу через колебание стрелок весов.

Лунный камень

За лунный камень можно легко принять матовое стекло или пластмассу, которую красят по особой технологии с целью получения неоднородного окраса. Внешне такая стеклянная подделка очень похожа на лунный камень, но в ней нет игры света и мириад разноцветных отблесков, когда минерал подносится к источнику света. Причем эти отблески отражаются каждый раз по-новому, а в стекле блестки словно застыли в вакууме. То же самое касается и белого халцедона и синтетической шпинели, обработанных термическим методом для придания им специфического блеска лунного камня. Здесь поможет только рентгеновское облучение минерала, которое выявит бело-фиолетовое свечение, характерное для лунного камня. Также можно попытаться разглядеть лунный камень в десятикратную лупу, через которую можно заметить многоступенчатую структуру и слоистость, свойственные полевому шпату.


Топаз

Методов распознавания природных топазов довольно много. Одним из них является простой тактильный анализ: если, прикоснувшись к камню, вы почувствовали скользкую и холодную поверхность, перед вами, скорее всего, топаз. Также можно использовать и шерстяную ткань для проверки подлинности минерала: если хорошенько натереть ею топаз, он накопит в себе электричество и притянет к себе мельчайшие предметы, например, волоски, кусочек салфетки и прочий легкий мусор. Если есть возможность, опустите камень в йодистый метилен - настоящий топаз утонет в этой жидкости, а подделки, например, кварц, останутся плавать на поверхности. Подделывать могут не только сам камень, но и его качественные параметры. Для многих ювелирных топазов характерно облагораживание по цвету путем термической обработки. Выявить следы облагораживания можно лишь в геммологической лаборатории. Также появляются на свет и золотистые топазы или Мадейра-топазы, представляющие собой нечто иное как нагретые до нужной температуры аметисты.

Хризолит

Этот ярко-зеленый камень часто подделывают окрашенным стеклом, и неопытному покупателю довольно трудно отличить подделку от оригинала. А ведь это очень просто - в большинстве случаев стеклянная фальшивка прокрашена неравномерно и можно наблюдать загустения и просветы в различных зонах стекла. В случае же с натуральным хризолитом таких метаморфоз вы не увидите: камень имеет одинаковый цвет и интенсивность по всей своей структуре. Бывает, что за хризолит пытаются выдать оливково-зеленые пластмассовые бусинки (их легко можно поцарапать и даже испортить обыкновенным ножом), а также зеленый турмалин или хризоберилл, которые внешне трудно отличить даже опытному ювелиру. Распознать подделку можно только в лабораторных условиях на специальном оборудовании.

Лазурит

Кто хоть раз видел минерал природного лазурита, тот вряд когда-нибудь спутает этот камень с чем-то похожим (лазулитом, азуритом, содалитом, дюмортьеритом). Дело в том, что оттенок этого удивительного камня необыкновенно синий, можно сказать он "режет глаз" своей синевой. Фальшивки же не могут воссоздать такой насыщенный синий оттенок, они бледнее и скучнее, чем оригинал. Если вам не приходилось иметь дело с лазуритом, проверьте камень следующим способом: опустите его в стакан с водой и взболтайте. Подделки, например, крашеная берлинской лазурью яшма или крашеная оксидом кобальта синтетическая шпинель, тут же окрасят воду в голубой или синий цвет, а природный лазурит оставит после себя прозрачную воду. Есть еще один способ распознавания лазурита - растворение природного минерала в соляной кислоте - однако его навряд ли можно рассматривать как диагностический признак.

Цитрин

Природный цитрин - это красивый ярко-желтый камень, часто использующийся в ювелирном деле. Однако, приобретая кольцо или серьги с цитринами, убедитесь, что вам продают не обожженный аметист или облагороженный кварц, стоимость которых много ниже, а именно натуральный цитрин. Отличить его можно по менее насыщенному желтому цвету, который у облагороженного аметиста или кварца навязчиво желтый и даже с оранжево-красным оттенком. У природного цитрина может быть несколько цветов (янтарный, бледно-желтый и т.д.), однако все они выдержаны в спокойном тоне. Диагностическим признаком может служить эффект дихроизма натуральных цитринов: при разных углах зрения цвет минерала меняется от бледно-желтого до насыщенно-лимонного. Подделки же таким эффектом не обладают и имеют одинаковый и равномерный цвет вне зависимости от угла зрения.

Лунный камень с древних времен считается одним из самых сильных магических минералов. Природный самоцвет может быть транспарантным и бесцветным, иметь светло-серый и голубоватый оттенок, иногда даже с желтым отливом.

Адуляр высоко ценится не только благодаря своей красоте, но и за лечебные и магические силы, которыми он наделен. Кристалл активно помогает при наличии заболеваний связанных с нервной системой, помогает при проблемах с пищеварением, аллергиями и астмами. Он считается символом и талисманом влюбленных, помогает найти вторую половинку, а если чувства партнера проходят, то он быстро тускнеет и теряет свой натуральный блеск.

Мощные магические свойства, красота и стоимость – вот, чем привлекает лунный кристалл людей. Однако это довольно редкая драгоценность и ее добыча ограничена. Сегодня подделки на данный минерал очень широко распространены и лишь немногие знают, как отличить настоящий лунный камень от подделки.

Настоящий лунный камень как отличить от подделки?

Одна из самых явных и важных особенностей лунного самоцвета, при наличии чего можно безошибочно определить его натуральность – иризация (способность к мерцанию).

  • Существует несколько разновидностей адуляра, которые часто выдают за подлинный экземпляр, благодаря сходной способности к свечению: беломорит и перистерит. Отличить минерал от подделок на их основе можно исключительно по цене. Природный кристалл будет дорогим, в отличие от более доступных качественных имитаций.
  • Отличить адуляр от синтетической подделки из пластмассы или стекла также можно рассмотрев в нем наличие или отсутствие натурального свечения. Не увидев мерцания можно точно сказать, что перед вами фальшивка.
  • Подлинный адуляр не способен преломлять свет под углом больше чем 15 градусов. Если он одинаково светиться под разными углами – это однозначно не оригинал.
  • Любой натуральный кристалл в виду определенных свойств не нагревается, поэтому взяв его в руки, он долго будет оставаться прохладным. Таким образом, можно отличить большинство природных минералов от дешевой имитации.
  • Как отличить натуральный лунный камень от синтетического самоцвета? В случае с лунным кристаллом стоит запомнить, что искусственно выращенный или фальшивый самоцвет будет намного ярче и насыщеннее подлинника.
  • Если пощупать поверхность природного адуляра, то может показаться, что вы трогаете шелковую ткань. Искусственный минерал не будет иметь настолько сильный эффект.
  • Самоцвет никогда не будет продаваться в магазинах бижутерии.

Однозначно определить подлинность украшения может только специалист или ювелир, проведя необходимые тексты и проверки. Чтобы не ошибиться с выбором и не попасть на мошенников и их подделки, выбирайте магазины, специализирующиеся на продаже натуральных самоцветов.

Интернет-магазин Минерал Маркет – это мир ювелирных изделий с натуральными драгоценными и полудрагоценными самоцветами. У нас вы найдете самый широкий выбор украшений в Санкт-Петербурге по доступной стоимости.


Минералов так много - возможно, отчасти по этой причине их так интересно коллекционировать. На этой странице вы найдете описание опытов, которые можно провести без специального оборудования и таким образом, значительно сузить зону поиска, а также описание самых распространенных минералов, которое можно будет сопоставить с результатами проведенных опытов. Можете даже прямо сейчас перейти в раздел описаний - может быть, вам сразу, без всяких опытов, удастся найти ответ на интересующий вопрос. Например, из этого раздела вы узнаете, как отличить настоящее золото от других блестящих желтых минералов, прочитаете о полосах блестящих цветных прослоек в породе или научитесь определять, что это за странный минерал, который расслаивается на пластины, если его потереть.

Шаги

Часть 1

Проведение опытов

    Для начала давайте уясним разницу между минералами и обычными камнями. Минерал – это естественное сочетание химических элементов, образующее определенную структуру. И, несмотря на то, что можно встретить один и тот же минерал разных форм и цветов, он все равно проявит одинаковые свойства при тестировании. В противоположность этому, камни могут состоять из сочетания минералов и не имеют кристаллической решетки. Их не всегда легко отличить, однако, если проводимый опыт дает разные результаты с разных сторон объекта, то объект, скорее всего, является камнем.

    • Можно попробовать определить, что это за камень или, хотя бы, определить, к какому из трех видов породы он относится.
  1. Научитесь ориентироваться в классификации минералов. На нашей планете нашлось место тысячам минералов, но многие из них относятся к категории редких, либо залегают слишком глубоко под землей. Иногда хватает пары опытов, и у вас не остается сомнений, что это один из распространенных минералов из списка в следующем разделе. Если ваш минерал не подходит ни под одно из приведенных описаний, попробуйте свериться с классификатором минералов вашего региона. Если вы провели много опытов, но уменьшить количество вариантов до двух-трех так и не удалось, поищите в интернете. Просмотрите фотографии каждого минерала, похожего на ваш, и разыщите все возможные рекомендации, как различить эти минералы.

    • Лучше включить хотя бы один опыт, требующий воздействия на минерал, такой как тест на степень твердости или опыт со штрихом. Опыты, подразумевающие только рассматривание и описывание, могут оказаться необъективными, так как разные люди описывают одни и те же минералы по-разному.
  2. Изучите форму и поверхность минерала. Совокупность форм каждого минерала и характерные особенности группы минералов называются "общей формой". Для описания этих характеристик геологи располагают множеством специальных терминов, но обычно и общего описания бывает достаточно. Например, ваш минерал бугристый, шероховатый или гладкий? Что это: смешение прямоугольных кристаллов, или же ваш экземпляр ощетинился острыми кристаллическими пиками?

    Присмотритесь к тому, как ваш минерал блестит. Блеском называют то, как минерал отражает свет, и, хотя это не научный тест, он может пригодиться для описания. Большинство минералов имеют "стеклянный" ("глянцевый") или металлический блеск. Однако вы можете описать блеск и как "жирный", “перламутровый" (беловатый блеск), "матовый" (тусклый, как у неглазурованной керамики), или прибегнуть к любому другому определению, которое покажется вам точным. Use multiple adjectives if you need to.

    Обратите внимание на цвет минерала. Большинство людей не видит в этом никаких затруднений, а, между тем, этот опыт может оказаться бесполезным. Небольшие инородные вкрапления могут вызвать изменение цвета, именно поэтому можно встретить один и тот же минерал разных цветов. Однако, если минерал имеет необычный цвет, скажем, лиловый, это может значительно сузить зону поиска.

    • При описании минералов избегайте замысловатых названий цветов, вроде "лососевого" или "пюсового". Постарайтесь обойтись просто красным, черным и зеленым.
  3. Проведите опыт со штрихом. Это полезный и простой тест, если только у вас есть кусок белого неглазурованного фарфора. Отлично подойдет обратная сторона плитки из ванны или кухни; может быть, вы сможете купить что-то подходящее в магазине товаров для ремонта. Став обладателем заветного куска фарфора, просто потрите минерал о плитку и посмотрите, штрих какого цвета он оставит. Часто цвет штриха будет отличаться от основного цвета минерала.

    • Глазурь придает фарфору и остальным видам керамики стеклянный (глянцевый) блеск.
    • Помните, что некоторые минералы не оставляют штриха, особенно твердые минералы (так как они тверже, чем штриховая пластина).
  4. Оцените твердость материала. Для быстрого определения твердости материала геологи пользуются шкалой твердости Мооса, названной так в честь ее создателя. Если результат подходит под коэффициент твердости "4", но не дотягивает до "5", значит, коэффициент вашего минерала находится между "4" и "5", - можете прекратить опыт. Попробуйте процарапать ваш минерал, воспользовавшись обычными предметами, которые упомянуты ниже (или минералами из набора для определения твердости); начните с нижних показателей и, если тест дал положительный результат, двигайтесь вверх по шкале к верхним показателям:

    • 1 -- Легко процарапать ногтем, на ощупь масляный и мягкий (соответствует насечка стеаритом)
    • 2 -- Можно процарапать ногтем (гипс)
    • 3 -- Легко можно прорезать ножом или гвоздем, процарапать монеткой (кальцит, известковый шпат)
    • 4 -- Легко процарапать ножом (плавиковый шпат)
    • 5 -- С трудом можно процарапать ножом, можно процарапать куском стекла (апатит)
    • 6-- Можно процарапать напильником, он сам, при усилии, может процарапать стекло (ортоклаз)
    • 7-- Может процарапать сталь для напильников, легко процарапывает стекло (кварц)
    • 8 -- Процарапывает кварц (топаз)
    • 9 --Процарапывает почти что угодно, режет стекло (корунд)
    • 10 -- Процарапывает или режет почти что угодно (алмаз)
  5. Разбейте минерал и изучите, на какие куски он распадется. В силу того, что каждый минерал имеет определенную структуру, то и распадаться на части он должен определенным образом. Если в разломах одной породы вы наблюдаете больше плоских поверхностей, то мы имеем дело с кливажем . Если плоских поверхностей нет, а наблюдаются сплошные хаотические изгибы и выпуклости, то в минерале присутствует излом.

    • Более подробно кливаж описывается при помощи количества плоскостей, полученных при разломе (обычно от одной до четырех); также принимается во внимание понятие совершенная (гладкая) или несовершенная (шероховатая) поверхность.
    • Изломы бывают нескольких видов. Их описывают как занозистый (волокнистый ), острый и зазубренный (крючковатый ), чашеобразный (скорлуповатый , улиткообразный ) или ни один из вышеперечисленных (неровный ).
  6. Если вы все еще не идентифицировали ваш минерал, можно провести дополнительные опыты. В распоряжении геологов есть много других тестов для классификации минералов. Однако, многие просто бесполезны для определения наиболее распространенных видов, многие потребуют специального оборудования или опасных материалов. Вот краткое описание нескольких опытов, которые могут оказаться необходимыми:

    Если при трении минерал отходит слоями, вероятно, это слюда. Этот минерал легко определить, так как, если его поскрести ногтем или даже просто пальцем, он расслаивается на тоненькие пластины. Калиевая” (или белая) слюда бледно-коричневая или бесцветная, тогда как магнезиальная” (или черная) слюда темно-коричневая или черная, с серо-коричневыми прожилками.

    Теперь уясним разницу между золотом и “кошачьим” золотом. Пирит , также известный как “кошачье” золото, тоже выглядит как блестящий желтый металл, но пары-тройки опытов достаточно, чтобы разница стала очевидной. Коэффициент твердости пирита достигает, а иногда и превышает 6, золото, в свою очередь, намного мягче, его показатель колеблется между 2 и 3. Он оставляет зеленовато-черный штрих и может крошиться при достаточном давлении.

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней. Мы не призываем Вас вообще не покупать синтетики, наоборот, Вы можете смело ее приобретать и наслаждаться ноской.

Главное - не переплатить, заплатить реальную цену и не стать жертвой мошенников. При этом нет никакой гарантии, что Вас не обманут как на рынке, так и в фешенебельном ювелирном салоне. Обман может быть как осознанным (с подделкой документов, липовыми сертификатами или убедительными устными заверениями), так и по незнанию (продавец сам был введен в заблуждение).

Мошенничеством является продажа синтетики по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Даже если Вам продали якобы хризоберилловые бусы за 15 долл., это еще не уголовное преступление и даже вообще не нарушение (радуйтесь удачной покупке!!). Но если с Вас за подделку и обман запросили 70 долл. и выше, это уже мошенничество и административное правонарушение, а при незаконной наценке и обмане свыше 110 долл. уже уголовно наказуемое преступление (в Украине). Подделка любого сертификата соответствия есть преступление вне зависимости от суммы сделки. Вам должны помочь в ближайшем отделении милиции и обществе защиты прав потребителей по месту продажи слишком дорогой и фальсифицированной подделки.

Большинство имитаций сегодня выполняется из стелка различного качества с различными добавками (камни Савровски, стекланные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Ряд других синтетических камней более ценные, они имеет свою химическую формулу (фианит, корунд, сапифр, улексит, цитрин, аметист, аметрин, венская бирюза и неолит).

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня, особенно на большие экземпляры. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат. Синтетический рубин (корунд) такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень, а корундовое сырье продается на килограммы.

В мире имеются значительные запасы некондиционных или малоценных сортов топаза, агата, нефрита, бирюзы, горного хрусталя, халцедона и др. Это обусловило необходимость разработки технологических процессов облагораживания самоцветов.

Какие из признаков природных, облагороженных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп. Ранее для диагностики синтетических ювелирных камней экспертам достаточно было лишь стандартного геммологического оборудования, включающего в себя лупу, полярископ, дихроскоп и ультрафиолетовую лампу. В настоящее время, когда технологии синтеза постоянно совершенствуются, работать экспертам становится все сложнее и сложнее; зачастую стандартного оборудования недостаточно для однозначной диагностики, поэтому приходится прибегать к помощи более сложных лабораторных методов. Основным требованием, предъявляемым к методам идентификации камней, является их неразрушающее воздействие на исследуемый образец.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ. В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. Так, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) - о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. О синтетических алмазах ювелирного качества читайте подробній материал.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ (КОРУНДЫ). Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Практически все красные камни в ювелирных изделиях являются синтетическими корундами. Большинство натуральных рубинов имеют внутренние дефекты. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Но визуально синтетические корунды выглядят безупречно. Более того, именно синтетические корунды являются достаточно дешевыми и практически вечными красными и темно-розовыми вставками в ювелирные изделия. Это очень красивый синтетический самоцвет. К сожалению, сегодня красные корунды стали очень редкими в ювелирных магазинах, а синтетические сапфиры найти вообще практически невозможно.
Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД. В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа. В обычных ювелирных магазинах отличить натуральные изумруды от синтетических можно исходя из того, что большинство натуральных изумрудов в наших ювелирных изделиях несовершенны, имеют трещины и видимые глазом внутренние дефекты, неравномерную окраску, местами непрозрачны. Слишком бледно окрашенный камень может выявиться не изумрудом, а обычным бериллом. Совершенные темно-зеленые и идеально прозрачные изумруды лучше передать на анализ независимым специалистам, так как слишком высока вероятность приобрести очень качественную синтетику, выдаваемую за натуральные камни (особенно в импортных золотых изделиях). Синтетические изумруды имеют весьма характерный насыщенный голубовато-зеленый цвет, который отчасти выдает их происхождение, хотя почти такой же оттенок имеют некоторые колумбийские изумруды. Синтетические изумруды гидротермального происхождения обычно содержат мелкие жидкие или газообразные включения. Природные изумруды часто имеют включения пластинок и микропластинок слюды и кристаллы пирита (даже засоренный слюдой природный изумруд намного дороже своего идеального синтетического аналога). При выборе, что купить: зеленый синтетический циркон или синтетический изумруд предпочтение нужно по возможности отдавать изумруду, так как он намного красивее и долговечнее.
Существует еще одна разновидность изумруда, который находится в промежуточной стадии между синтетическим и облагороженным. Они представляют собой неювелирные бериллы, не представляющие в исходном сырье ювелирной ценности, но покрытые слоем нарощенного синтетического изумруда толщиной от 0,3 мм и более. Цвет таких камней бледно-зеленый. При использовании популярного сегодня гидротермального метода слой изумруда толщиной 0,8 мм нарастает за сутки. Структура камней несовершенная, трещины и структура камня как бы подчеркнуты. Камни непрозрачные или просвечивают, характеризуются трещиноподобными линиями в поверхностном слое, которые выглядят при погружении в жидкость как тонкий интенсивно-зеленый ободок. В ювелирных магазинах появляются изделия из серебра, усеянные такими облагороженными бериллами. В магазинах самое дорогое гигантское куполообразное серебряное кольцо, усыпанное этими бериллами, стоит около 200 долл, небольшие кольца стоят до 50 долл.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ. Синтетический горный хрусталь прозрачен. Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Синтетический аметист обычно очень прозрачный, чистый, яркий, без внутренних дефектов и неоднородностей, может достигать больших размеров при сохранении чистоты. Некоторые его разновидности могут слегка изменять цвет при солнечном и искусственном освещении (на фото с монетой). Другой важной разновидностью синтетического кварца является амитрин (присутствуют зоны фиолетовой и желтой окраски), производство которого гидротермальным методом ведется.
Розовый кварц после ионизирующего облучения становится дымчатым (вплоть до мориона). При отжиге 450-500 o С аметисты теряют окраску, которая восстанавливается при ионизирующем облучении. При температуре 700 o С изменения необратимы.
Синтетический цитрин может быть получен при многочасовом обжиге (запекании) при температуре около 500 o C аметиста (сиреневого и фиолетового кварца, получается оранжево-желтый и желто-коричневый цитрин) или раухтопаза (дымчатого кварца, получается нежно-желтый цитрин). Природный цитрин часто мутный (непрозрачный) с зонами белого непрозрачного кварца. Большие прозрачные кристаллы цитрина или слишком темные высокого качества кристаллы обычно говорят об искусственном происхождении камня.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДРИТ. Камни, продававшиеся в ювелирных изделиях до 1973 года под видом александрита, являлись разновидностями синтетической шпинели и синтетического корунда с добавками ванадия. Многие синтетические александриты в действительности являются или синтетическими корундами, окрашенными ванадием и обладающими лиловатой окраской, сменяющейся более красной при искусственном освещении, или синтетическими шпинелями, имеющими более густую зеленую окраску. В 1973 году в продаже появились изделия с синтетическими александритами, для которых также характерно эффектное изменение цвета, но от пурпурно-синего до розового, а не от зеленого до красного. На фото левее представлен синтетический корунд, имитирующий александрит, на фото правее - синтетическая шпинель, меняющая цвет (редкий и дорогой камень). Технологии выращивания александритов (близких к природным) сложны и дорогостоящи, поэтому цена на синтетические александриты такова, что позволяет использовать их в качестве центральных камней в дорогостоящих изделиях.

ФИАНИТЫ И ЦИРКОНЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ. Даже синтетические, алмазы стоят все равно дорого. Красота бриллианта определяется его специфическими свойствами: высоким коэффициентом преломления, высокой дисперсией (белый цвет раскладывается на семь цветов радуги, которые дают бриллиантовую игру), твердость предохраняет от царапин и повреждений. Материал-имитатор должен обладать всеми этими свойствами, но самое главное - быть дешевым. Эту задачу решали разные люди разными путями, и на сегодняшний день самым популярным имитатором алмаза является фианит. Название происходит от аббревиатуры ФИАН (Физический Институт Академии Наук), где начале семидесятых годов XX века был создан этот минерал. Из-за рубежа ввозят "циркон" или "цирконий", которые на самом-то деле фианиты, выращенные по советской лицензии или просто советской технологии, но замаскированный под этими коммерческими названиями. Это не алмаз вообще, не природный минерал и не химический элемент (металл) цирконий. Окрашенный в какой-либо цвет фианит своей бриллиантовой игрой создает совершенно отличный от любого природного камня неповторимый образ (коэффициент преломления у циркона намного выше, чем у любого драгоценного цветного самоцвета, кроме цветных алмазов). В таблице Менделеева есть элемент, металл цирконий (Zr), в природе встречается минерал циркон - силикат циркония (фактически соль), имеющий самостоятельное ювелирное применение, в лаборатории выращивают фианит (кубический циркон) - оксид циркония с добавками редкоземельных элементов и кристаллизующийся в алмазоподобной кубической сингонии, в отличие от природного циркона, который кристаллизуется в тетрагональной сингонии. То есть цирконий, циркон и фианит - разные материалы.

Для ювелирного дизайнера фианиты (цирконы) - это палитра, материал, с которым можно смело экспериментировать (особенно с мелкими камнями). Но нельзя сказать, что цирконы стоят мало, - они вполне сравнимы по ценам с природными самоцветами низких ценовых групп или некоторых камней, купленных напрямую у производителя. Более того, крупные и удачно ограненные под бриллиант фианиты стоят довольно дорого и редки в ювелирных изделиях (создателю этой электронной энциклопедии удалось купить такое кольцо аж за 5 лет поисков). Обычно небольшие и мелкие дешевые цирконы используют в "обсыпке", и таких изделий очень много на наших прилавках. Существуют особенности ювелирного применения циркона. Он требует бережения при закрепке (грубо говоря, его нельзя как корунд заколачивать молотком). Он может лопнуть при закрепке. Он легко крошится, выход готовых камней при машинной огранке часто не превышает 15-20%. При огранке различия показателей преломления алмаза и фианита маскируются путем изменения соотношений углов между гранями (циркон с неполной бриллиантовой огранкой наоборот низким и приземистым). Циркон очень чуток к поверхностному загрязнению и сразу перестает блестеть, его нужно постоянно протирать и чистить. Циркон почти в два раза тяжелее бриллианта и тяжелее других драгоценных камней. Кроме того, ребра ограненного фианита слегка закруглены, что также качественно отличает его от огранки бриллианта.
Визуально новые ограненные мелкие цирконы (фианиты) и мелкие бриллианты с неполной бриллиантовой огранкой, уже вставленные в украшения, крайне трудно отличить друг от друга, но инструментальные методы позволяют безошибочно их диагностировать. Не специалистам проще всего прочитать во внушающем доверие ювелирном магазине бирку (ни один нормальный магазин или фабрика на новых изделиях обманывать не будут под страхом уголовной ответственности и примитивности диагностики обмана), а сомнительный б/у камень не в новом изделии лучше всего показать мастеру в ближайшей ювелирной мастерской. Можно поцарапать камнем стекло, но нужно знать, что стекло царапают и алмазы, и корунды, и бесцветные топазы, и бериллы, и кристаллы горного хрусталя и т.п.
В ювелирных магазинах природный циркон встретить практически нереально. Окраска синтетических цирконов за счет примесей самая разнообразная: бесцветная, коричневая разных оттенков, красная, зеленая, желтая, черная, голубая и т.п. Им имитируют алмаз и почти все другие равномерно окрашенные не хамелеонообразные прозрачные камни. Бесцветные цирконы, хотя они и характеризуются алмазным блеском и сильной игрой, легко отличить от алмаза по их низкой твердости и низкому светопреломлению (что позволяет значительной части света, падающего на площадку камня с бриллиантовой огранкой, ускользать из нижней части). Хороший блеск дают только синтетические цирконы большого размера с более низким чем у бриллианта павильоном (нижней частью камня). Хороший циркон должен быть открытым в изделии для света со всех сторон. Мелкие цирконы могут быстро потерять в изделиях свой изначальный вид и блеск, если за ними постоянно не ухаживать. Красные синтетические цирконы, имитирующие рубин и шпинель, лучше не приобретать, а поискать синтетические корунды (рубины), они имеют более товарный вид, тверже цирконов (почти вечные) и проще в уходе.

Подделка стеклом

Страз - старинное название стекол, используемых как имитации драгоценных камней. Стекла - прозрачные материалы различного состава, изготовленные путем нагревания и быстрого охлаждения и имеющие аморфную структуру, оптически изотропные либо с аномальным двупреломлением, показатель преломления обычно в пределах 1.40-1.90. Используются как имитации драгоценных камней.

Стекло, например, также прозрачно и широко используется для изготовления недорогих украшений. Стекла отличаются от настоящих кристаллов тем, что в них отсутствует правильное расположение атомов и наш "атомный микроскоп" обнаружил бы довольно хаотическую структуру, без выдержанной упорядоченности, свойственной кристаллическим материалам. Отсутствие упорядоченного строения неизбежно приводит к тому, что стекла лишены внутреннего отражения, присущего кристаллическим драгоценным камням, и потому их нельзя сравнивать с настоящими природными или синтетическими кристаллами.

Стекло относится к аморфным веществам. В 1758 г. австралийский химик Иозеф Штрасс разработал способ изготовления стеклянного сплава, чистого и бесцветного с относительно высоким показателем преломления. Сплав, состоящий из кремния, оксидов железа и алюминия, а также извести и соды, прекрасно гранился и шлифовался и после огранки отдаленно напоминал бриллианты. Состав его следующий: 38,2% кремнезема, 53% оксида свинца и 8,8% поташа (соды). Кроме этого, в смесь добавляли буру, глицерин и мышьяковистую кислоту.

Для страза характерна высокая дисперсия, он хорошо поддается огранке. Для получения рубинового цвета в стеклянную массу добавляли 0,1% кассиевого порфира, сапфирового - 2,5% оксида кобальта, изумрудного - 0,8% оксида меди и 0,02% оксида хрома. Такой искусственный камень называется стразом.

Все, что выполняется сегодня из стекла, называется имитацией или подделкой. Имитация - это продажа изделия, при котором продавец Вас честно предупреждает, что Вы покупаете не натуральный камень. Подделка - это обман, осознанный или просто по незнанию, в результате которого продавцы Вас вводят в заблуждение.

Большинство имитаций и подделок сегодня выполняется из стекла различного качества с различными окрашивающими добавками (камни Савровски, стеклянные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Стеклом стали подделывать даже раухтопазы (дымчатые кварцы), морионы (черные кварцы) и агаты, запасы которых в природе достаточны.

Мошенничеством является продажа имитации по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Уголовное преступление в Украине начинается с незаконной цены в 20 налогонеоблагаемых минимумов - 340 грн. за подделку. Все остальное от 17 грн. - административное правонарушение. До 17 грн. подделки реально не наказуемы.

источник http://www.webois.org.ua/jewellery/stones/sintetica.htm