Птички из теста на благовещенье. Жаворонки из теста

Печь в Великий пост «жаворонков» - красивая народная традиция, связанная с днем памяти сорока Севастийских мучеников. Это были воины, которые жили в IV веке и приняли смерть за Христа. Мы подробно расскажем об обычае печь постные булочки, которые ласково называют «жаворонками». Что такое «Жаворонки»

Жаворонки - это печеные птички из пресного теста. Их хозяйки на Руси готовили к празднику сорока мучеников Севастийских, который в Церкви отмечается 22 марта по новому стилю.

Кто такие 40 Севастийских мучеников

Сорок мучеников Севастийских - это святые первых веков христианства, воины доблестного войска, христиане. Они отказались отречься от Спасителя и приняли смерть от язычников в 313 году - замерзли в ледяном озере, охраняемые стражниками.

Когда пекут жаворонков

Жаворонков пекут в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Этот праздник в Русской Православной Церкви отмечается 22 марта по новому стилю. Он непереходящий, то есть дата его фиксирована.

Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников

На Руси церковный праздник - день памяти сорока мучеников Севастийских - называли Жаворонки или Со роки (с ударением на первый слог). Самая яркий обычай этого дня - печь постные булочки в виде птиц - «жаворонков».

День памяти сорока мучеников Севастийских был для простого люда знаком, что долгая и морозная зима подходит к концу. Близился апрель, в разгаре был Великий пост, «весна души».

Праздник совпадал с днем весеннего равнодействия, очень значимым в языческом сознании наших предков. 22 был днем, когда христианские смыслы накладывались на ветхие языческие. Люди славили мучеников, но оставались верными древним народным обычаям.

Традиция печь жаворонков

В Великий пост на Руси хозяйки пекли «жаворонков». Это булочки-птички из постного теста, иногда вылепленные вместе с гнездами и яичками. Жаворонков обычно пекли всей семьей в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, который празднуется 22 марта по новому стилю.

Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. Принято было, по старинной традиции, которая брала начало еще в язычестве, «заклинать весну». Печеных птичек цепляли на длинные пруты, несли на самую высоку горку и кричали что есть мочи: «Весна-красна, на чем пришла? - На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». Или: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, теплого лета, урожайного года и побольше света!». Кликая весну, пели особые песни - веснянки.

Кроме жаворонков к празднику 40 мучеников Севастийских еще пекли постные блины - «преснушки».

Как печь жаворонков - рецепт жаворонков

Вам потребуется:

Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли.
Для обмазывания жаворонков: сладкий крепкий чай.

Приготовление:

Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста. Из куска хорошо выбродившего теста раскатать валик, нарезать на куски массой примерно 100 г, раскатать из них жгуты, завязать узлом, головке придать соответствующую форму, воткнуть изюминки-глаза, слегка примять пальцами хвостик, сделать маленьким ножичком надрезы-перышки, смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

Голубки, как и жаворонки, изготавливаются из жгута теста, который надо раскатать так, чтобы один конец был тонким и гибким - головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. Хвост веерообразно надрезать ножиком. Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь - изюминки-глазки.

Колобки делаются совсем просто. Валик теста нарезать на куски, закатать из них шарики, положить на смазанный маслом металлический лист (противень), дать время для расстойки, после чего смазать с помощью кисточки чаем, тогда после выпечки колобки действительно будут иметь гладкую, блестящую, золотистую поверхность (колобаны золотые).

40 Севастийских мучеников

«Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград».

(Св. Василий Великий)
Святые севастийские мученики приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.

В 313 году при Святом Константине Великом был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай.

Перед военными действиями и в языческие праздники совершались тогда ритуальные жертвоприношения. В войске Агриколая находились 40 воинов-христиан, родом из Каппадокии, цвет войска – храбрецы, побеждавшие во многих сражениях, покрытые ратной славой. Из них трое: Кирион, Кандид и Домн были знатоками Священного Писания. Этих-то 40 человек решил Агриколай принудить принести жертвы языческим идолам.

Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. В темнице воины стали громко петь 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго». В полночь им явился Господь, и услышали они слова: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22).

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, - жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!» — и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». «По примеру стоящих в строю, которые, как скоро падет кто в первом ряду, тотчас замещают его собою, чтоб убитым не разрывался у них ряд. Подобно этому поступил и сей. Видел он Небесные чудеса, познал истину, притек ко Владыке, стал сопричислен к мученикам!

Иуда пошел прочь, а на место его введен Матфей! Подражателем стал Павловым вчерашний гонитель, а ныне благовествующий. И он имел звание свыше ни от человек, ни человеком (Гал. 1:1). Уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей»(Св. Василий Великий).

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да впридачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. Среди них был один совсем юный местный уроженец по имени Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нем неотступно и уговаривала не страшиться.

Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Святого Мелитона, еще живого, подняла его мать и понесла следом. У нее на руках он и скончался. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели взять их останки со дна реки и предать погребению. Тот вместе с несколькими клириками пришел ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица, светятся в темноте. Собрав все кости, их перенесли в подобающее место. Мученичество их о Господе началось 26 февраля, смерть же они приняли 9 марта. В этот день и празднуется их память.

Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий – «Сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы» (Св. Василий Великий).

Быстро распространившееся почитание св. Сорока мучеников уже в V веке достигло христианского Запада. Частицы мощей их были положены в основание алтаря базилики в Брешии, при ее освящении; специальная капелла была освящена в честь 40 мучеников в римской Санта Мария Антиква.

9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе.

Подвиг, подобный Севастийскому, в 1919 году совершили сорок два русских священника, замученных палачами в снегах под Пермью. Там же претерпел кончину за Господа святитель Феофан Соликамский. Мучители раздели святого старца донага и опускали его в прорубь, пока тело не покрылось коркой льда. И таким примерам кончины наших страстотерпцев несть числа.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» - булочки в виде птиц. Эти булочки (печенья) обыкновенно украшались всевозможными вычурами и даже позолотой и продавались при входах в церковь и на торгу. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.

Считается, что «На Сороки день с ночью меряются, прилетают сорок разных птиц, сорок пичуг на Русь пробирается».

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. Св. Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин в этот день произносили свои поучения, а Иоанн Дамаскин и Феофан Никейский написали стихиры на праздник. В этот день облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.


Тропарь, глас 1:
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

Ин тропарь, глас 1:
Страстотерпцы всечестнии, / воини Христовы четыредесяте, / твердии оружницы, / сквозе бо огнь и воду проидосте / и Ангелом сограждане бысте, / с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас / Слава Давшему вам крепость, / слава Венчавшему вас, / слава Подавающему вами всем исцеления.

Кондак, глас 6.
Все воинство мира оставльше, / на Небесех Владыце прилепистеся, / страстотерпцы Господни четыредесять, / сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, / достойно восприясте славу с Небес / и венцев множество.

В традициях нашего народа есть множество занимательных обрядов и всяческих гуляний. Как правило, они посвящены различным народным праздникам. К примеру, многим хозяйкам известны традиционные рецепты выпечки: на какой праздник выпекают пироги или куличи, а на какой пекут жаворонков.

Народный праздник Жаворонки

Празднование приходится на 22 , день весеннего равноденствия. Издавна считалось, что именно в день весеннего равноденствия прилетали птицы и весна постепенно вступала в свои права. С этого момента можно было приступать к разным полевым работам, так как "жаворонок начал небо пахать".

Фольклорный праздник Сороки также считали началом нового периода в жизни человека. С приходом весны он наполнялся новыми силами, словно пробуждался, и был готов к новыми свершениям.

Весенний праздник Жаворонки называют Сороками не по числу птиц на небе, а по числу мучеников севастийских, память которых почитают именно 22 марта. Казнь была назначена за вероисповедание, а так как само слово "жаворонок" часто заменяли "сорокой", название праздника постепенно прижилось.

Праздник Сороки - приметы

Теперь, когда мы знаем, на какой праздник пекут жаворонков, можно немного остановиться и на фольклоре. Ведь практически все народные праздники имеют множество примет и поверий. Из приметы, связанных с праздником Сороки, до сих пор помнят следующие:

  • если сороки и галки прилетают в этот день, можно с уверенностью ждать тепла;
  • если на Сороки поет синица, она пророчит приближение тепла;
  • если на праздник солнце в кругах, урожай будет хорошим;
  • если же в этот день снова ударили морозы, будет обильный урожай проса.
  • если в этот день тепло, оно продержится ровно сорок дней, а вот холод на 22 марта сулит еще сорок морозных ночей подряд.

Народный праздник Жаворонки любят взрослые и дети, ведь хозяйки пекут вкусные фигурки из теста в форме птиц с раскрытыми крыльями. Кроме жаворонков пекли также колобков, и обязательно проводили разного рода обряды для призвания хорошего урожая.

Многие хозяйки выпекали из соленого теста колобков и клали их в небольшие гнезда из соломы. Считалось, что в течении года куры будут хорошо нестись. Детки также могли вдоволь навеселиться, ведь согласно традициям, фигурки из теста в виде птиц насаживали на палочки и бегали с ними по полю. Сегодня про этот праздник многие забыли, но в некоторых деревнях и селах его продолжают праздновать.

Сразу несколько народно-христианских праздников приходятся на время весеннего равноденствия с 21 по 25 марта. Это праздник Сороки, или Жаворонки , открытие Сварги и Благовещение . Во все эти дни главный обряд – это закликание весны и окончательные проводы зимы. Считается, что именно в это время из жарких стран начинают возвращаться птицы, неся на своих крыльях весну. Поэтому в эти дни принято призывать весну и печь булочки в форме птичек, которые называются «жаворонки». А поскольку сейчас время Великого поста, то «жаворонки» делают постными.

Праздник Сороки или Жаворонки

Праздник Сороки, или Жаворонки (другие названия Кулики, Заклички, Сорок сороков) отмечается 22 марта (9 марта по так называемому «старому» стилю) и совпадает с днем весеннего равноденствия . В православии в этот день отмечается день памяти Сорока севастийских мучеников, погибших за веру в IV веке на территории Малой Армении (современная Турция). Согласно народному календарю, именно в этот день зима кончается - весна начинается, а день с ночью меряется-равняется.

Жаворонками (куликами, тетерками) также называют печенье или булочки в виде птичек, которые выпекают к празднику. Праздник имеет древние корни и связан с земледелием – со дня весеннего равноденствия начинается подготовка к посевным работам. Поэтому часть печений-жаворонков не съедали, а скармливали птицам, скотине, а кое-где в одно из печений запекали монету: кто вытащит – тот и будет семейным засевальщиком, то есть в начале посевных работ ему доверят бросать первые пригоршни зерен. В этот день в деревнях пировали, играли в горелки и другие обрядовые игры, девушки гадали на женихов и т.д. И вообще это был законный день отдыха перед началом посевных работ.

Открытие Сварги - закликание Весны

Жаворонкам близок по духу и по обрядам и праздник Открытия Сварги, который отмечается чуть позже – 25 марта . Сварга - один из семи небесных миров в мифологии индуизма.

Благовещение по «старому стилю»

На 25 марта по юлианскому календарю приходится и один из самых важных в народно-христианском календаре праздников – Благовещение , которое еще называют Третьей (и последней) встречей весны. Этот праздник, совпадающий со временем весеннего равноденствия, связан с православным праздником Благовещение Пресвятой Богородицы , который из-за разницы календарей будет отмечаться 7 апреля .


Как закликают весну

Обряд закликания весны отличался в разных местностях, в каждом селе были свои заклички и припевки. Во многих местах на территории нынешней России Украины и Белоруссии в праздник каждый член семьи брал в руку печенье-жаворонок, выходил на поле, подбрасывал его в воздух и закликал:

  • Жаворонушки, летите! Нам зима-то надоела, много хлебушка поела! Вы летите и несите весну красную, лето жаркое!
  • Весна-красна, ты на чем пришла? Ты на сошечке, на бороночке. Весна-красна, что ты нам принесла? Принесла я вам три угодья: первое угодьюшко – животинушка в полюшке; другое угодьюшко – с сошечкой в полюшке; третье угодьице – пчелки на полете; да еще угодьице – миру на здоровьице!
  • Весна, весна красная приди, весна, с радостью, с радостью, с огромною милостью: со льном большим, с корнем глубоким, с хлебом великим.

В древности обряд закликания совершали взрослые, но со временем это стало прерогативой детей, появились даже специальные детские заклички. По окончании праздника остатки булочек прикрепляли к веткам деревьев, прятали под застрехами в сараях или избах или скармливали скоту. Если после закликания весны еще продолжались заморозки, то тогда умасливали Деда Мороза. Для него выпекали маленькие колобки или варили овсяный кисель. Угощение выставляли у изб и приговаривали:

  • Мороз Красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру-поздорову.
  • Мороз-мороз, не тронь мой овес, приходи кисель есть.

Обычно сразу после зазывания весны начиналась активная подготовка к весенним полевым работам.

Рецепт постных жаворонков

Ингредиенты для теста:

  • вода – 500 мл,
  • дрожжи свежие – 30 г,
  • сахар – 0,5-0,75 стакана,
  • ванильный сахар – 1 чайная ложка,
  • соль – 1 чайная ложка,
  • растительное масло – 0,5 стакана,
  • мука – 6-8 стаканов
  • изюм для украшения,
  • растительное масло или сладкий чай для смазывания.

Приготовление:

  • Приготовить дрожжевое тесто.
  • Готовое тесто раскатать в жгут и разделить его на 40 равных частей.
  • Каждый кусочек теста раскатать в жгут длиной около 15 см.
  • Завязать жгут узлом, придавая одному кончику форму головки птицы.
  • Другой кончик немного расплющить и сделать несколько надрезов в виде хвостика птицы.
  • Сделать глазки из изюма (разрезать изюминку на несколько частей).
  • На смазанный маслом противень выложить жаворонков и поставить в теплое место, чтобы тесто поднялось.
  • Когда жаворонки подойдут, смазать их растительным маслом или сладким чаем.
  • Выпекать булочки 20-25 минут при температуре 180°С.
  • Готовых жаворонков снять с противня, положить на деревянную поверхность, слегка сбрызнуть водой, накрыть полотенцем и оставить отдохнуть на 10-15 минут.

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

На весеннее равноденствие, 22 марта, в день памяти святых , приходится древний славянский праздник — Жаворонки, который многие уже не помнят. Праздник Жаворонки имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи.

На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенностях полета жаворонков – сначала вверх, а потом — вниз.

В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». Но название «Сороки» дано не в честь сорока птиц, а в честь сорока мучеников Севастийских, чья память празднуется как раз 22 марта.

Эти сорок мучеников были казнены за веру, благодаря чему вошли в историю. И, хотя прилет жаворонков никакого отношения к смерти Севастийских мучеников не имел, цифра «сорок» прочно закрепилась за праздником Жаворонки. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Главным атрибутом праздника Жаворонки считалась выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались и дети, и взрослые, ведь это прекрасная возможность собраться всей семьей за интересным занятием, обсудить смысл праздничного события, порадовать своих близких.

Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Была такая примета на лето: если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета. Другая примета на лето призывала обращать внимание на гнездование птиц. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето.

Определить погоду на Пасху помогала такая примета: если в праздник Жаворонки выпадает снег – то Пасхальная неделя, скорее всего, будет холодной; если на праздник Жаворонки стоит сухая погода – на Пасху тоже не будет дождя.

Несмотря на то, что праздник Жаворонки не так сильно популярен в народе, как, например, Масленица, от этого он не становится менее любимым теми, кто знает о нем. Хотя бы потому, что полакомиться вкусным свежеиспеченным печеньем и порадоваться приходу весны всегда приятно, не только на праздник Жаворонки!

П тичек из теста можно делать по-разному. Например, раскатать небольшой жгут и связать его в узелок. Один конец узелка сформировать в виде головы с клювом, приделать глаза — изюминки, или ягодки из варенья, или орешки. Второй конец надо сплющить и сделать ножом надрезы, так называемые «перья».

Другой вариант: из куска теста вылепить головку с клювиком, остальную часть раскатать, разрезать на 3 части – два крылышка и один хвостик. Сложить крылья одно поверх другого, а на хвостике обозначить перья.

Самое простое, это использовать покупное слоеное или обычное дрожжевое тесто. Если же вы хотите приготовить тесто сами, то вот несколько рецептов:

Рецепт сладкого медового теста

1 ст. муки 0,5 ст. горячей воды 2-3 ст. ложки жидкого меда 2-3 ст. л. растительного масла немного соли

Разведите все ингредиенты, кроме муки, в воде, всыпать муку и замесите крутое тесто, хорошо вымешайте и при необходимости добавить еще муки.

Рецепт постного дрожжевого теста

(которое также подходит и для пирогов)

На 2 ст. муки — 1 ст. теплой воды 1 ч. л. быстродействующих дрожжей 2 ст. л. растительного масла 1 ст. л. сахара щепотка соли

Ингредиенты надо перемешать и дать тесту немного подойти. Для смазки жаворонков и других сладких изделий, перед посадкой в печь, используйте сладкий крепкий чай.

В день святых сорока мучеников, 9/22 марта, Церковь празднует память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Благоговея к памяти святых 40 мучеников, совершаемой всегда в Четыредесятницу, Православная Церковь постановила совершать в день преставления их литургию, облегчать пост и тем этот день делать торжественнее. По обычаю, в этот день пекутся жаворонки. Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли.
Для смазки: сладкий крепкий чай.
Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста. Из куска хорошо выбродившего теста раскатать валик, нарезать на куски массой примерно 100 г, раскатать из них жгуты, завязать узлом, головке придать соответствующую форму, воткнуть изюминки-глаза, слегка примять пальцами хвостик, сделать маленьким ножичком надрезы-перышки, смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь. Голубки, как и жаворонки, изготавливаются из жгута теста, который надо раскатать так, чтобы один конец был тонким и гибким — головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. Хвост веерообразно надрезать ножиком. Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь — изюминки-глазки. Колобки делаются совсем просто. Валик теста нарезать на куски, закатать из них шарики, положить на смазанный маслом металлический лист (противень), дать время для расстойки, после чего смазать с помощью кисточки чаем, тогда после выпечки колобки действительно будут иметь гладкую, блестящую, золотистую поверхность (колобаны золотые). Также см. страницу ЖАВОРОНКИ (с фото) в разделе Русская традиционная кухня .

Жаворонки
просфорной Свято-Симеоновского кафедрального собора
Своим многолетним рецептом делится Татьяна Меркурьевна Иванова, пекарь просфорной Свято-Симеоновского кафедрального собора

В русском народном календаре очень тесно переплелись древние славянские и православные праздники. Вот, например, весну крестьяне встречали песнями и играми трижды - на Сретение, на Сороки (сорок мучеников Севастийских) и Благовещение. А ещё на Сороки был обычай выпекать жаворонков - птиц, которые возвращаются первыми. По народным приметам, их прилёт означал установление теплой весенней погоды. Поэтому жаворонки были желанными гостями - их выпекали из теста и клали на подоконник перед раскрытым окном. А дети забирались с жаворонками на крыши домов и сараев и оттуда «кликали весну». В Свято-Симеоновского кафедральном соборе (г. Челябинск) тоже есть традиция в Великий пост на память сорока Севастийских мучеников выпекать для трапезной жаворонков. Неизвестно, как давно она возникла, и было ли это до революции в порядке вещей. Но с начала 90-х годов каждый Великий пост тех, кто приходил в трапезную в день памяти сорока мучеников Севастийских, угощали булочками в форме первых вестников весны. Традиция - вещь серьёзная. Вот рецепт просфорной Свято-Симеоновского кафедрального собора, как испечь "жаворонки" в духовке. Печь будем из просфорного теста.
Противень смазывается пчелиным воском - по уставу постное масло разрешается только на выходных.
Нам потребуется:
Вода - 0,5 литра
Соль - 1 чайная ложка
Дрожжи - 10 грамм
Мука - 1 килограмм 100 грамм
Смешиваем муку с солью и дрожжами, затем всыпаем всю массу в воду и замешиваем очень крутое тесто. Ставим на 40 минут в тёплое место и даём один раз подняться. Формуем из теста лепешку, отрезаем ножом полоску и раскатываем в «колбаску». Важно, чтобы движения рук были от середины к краям нашей заготовки. Затем сворачиваем полоску в неравномерный узел. Более короткий край будет головкой, более длинный - хвостиком. После этого надавливаем пальцем на хвост, чтобы стал более плоским, и разрезаем его ножом на несколько «перьев». Последний штрих - глазки. Ими могут стать изюмины, гречневая крупа, мак - в зависимости от размеров вашей птички. Теперь даём изделию расстояться 20-30 минут и выпекаем в духовке, разогретой до 180 гр. С, 25-30 минут.