Каждый ребенок талантлив по – своему! Каждый ребенок талантлив! Но талантлив по-своему Ласковое солнышко землю оглядело.

Каждый ребенок уникален. И каждый ребенок талантлив по-своему. Нужно просто позволить ему творить.

Вот несколько советов, как не убить талантливого человека в собственном ребенке:

1. У ребенка должна быть свобода выбора. Не стоит навязывать ребенку спортивные секции, музыкальную школу или курсы актерского мастерства. Он не такой, как Вы. У него другой темперамент, другие желания и потребности. Пусть он сам выберет, где ему интересно проводить свободное время. Пусть ошибается, меняет кружки и секции. Ведь Вы также не с первого раза построили свою жизнь. Ваш успех – это череда личных ошибок и побед.

2. Творчество – не всегда процесс одинокого времяпровождения. Часто это коллективный процесс. Не мешайте детям творить вместе. Пусть это будет игра или общий школьный проект. В диалоге рождается истина. Коллективная работа дает возможность посмотреть на одну проблему с разных углов. Больше идей - больше вариантов для хеппи энда проекта.

3. Поддерживайте все его начинания. Нет ничего приятнее и лучше, чем поддержка и опора в лице родителей. Как приятно, когда гордятся твоими достижениями, пусть маленькими, но такими героическими со стороны ребенка. Придумайте систему поощрения: медали семейного типа, семейные уикенды в любимых местах ребенка. Ребенок не должен бояться ошибиться, ведь тогда он никогда даже не попробует то, что ему действительно интересно. Ребенок должен быть уверен, что если у него что-то не получиться, то его родители по-прежнему будут его любить и поддерживать. Если вы еще вчера не заметили новые увлечения своего ребенка, сделайте это сегодня. Сегодня наступила пора сделать первый шаг к развитию вашего малыша.

4. Изучайте с ребенком историю и разновидности искусства. Хотя бы начните делать это. Ребенок должен сам осознать, что именно ему нравится, а что совершенно ему не подходит. Ваш ребенок имеет свои личные взгляды и мнение. Он может полюбить вышивание, хотя лично вы всю жизнь занимались стрип пластикой или любили гонять на мотоциклах. Творчество - мерило прогресса. Оно во всем, во всех, везде. Главное дать ребенку пощупать все, что может развить его стремление к духовному обогащению и развитию. Запомните, креативность – залог успеха вашего ребенка, его личностного и профессионального.

5. Не делайте выбор между наукой и искусством. Совмещайте их. Ваш ребенок должен учиться, воспринимать всю информацию в школе, ходить к репетиторам, но нельзя его лишать и духовного развития. Нельзя из-за репетитора английского отменять занятия в спортивной секции, или из-за контрольной по математике не повести ребенка на уроки актерского мастерства. Искусство поможет вашему ребенку чувствовать себя комфортнее в обществе, увереннее принимать решения и не бояться высказать свою точку зрения. Помогите своему малышу сделать его жизнь ярче и одновременно проще.

6. Иногда нужно давать ребенку поскучать. Во время скуки ребенок ищет то, что может развлечь его, развеселить и увлечь. Это прекрасное время для новых стартов. Он в ежедневном движении с насыщенным графиком, а вот моменты разрядки в виде перерывов смогут окрылить его и дать повод задуматься о том, чего ему не хватает.

7. Не запрещайте ему творить в его собственном творческом беспорядке. Некоторым детям просто не нужен порядок, он их отвлекает и «замылевает» глаз. Они хотят видеть пути решения задач в хаотическом расположении вещей. Для них беспорядок – вызов обществу. Конечно, порядок и дисциплина важны для ребенка, но разрядка и время для личного творчества просто необходимы. Не закрывайте в клетке своего малыша. Пусть он летает, но помнит, что дома его примут и всегда ждут.

Любопытство – мощная причина для создания чего-то нового. Для малышей весь мир в новинку. Проявляя любопытство, маленький герой познает мир. А мир со временем позволит ему жить так, как он захочет. Наша задача - сделать все, чтобы у малыша были правильные цели, принципы и убеждения.

Была ли эта информация полезной?

Да Нет

Батрова Лайсан Закуановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 15"
Населённый пункт: город Чернушка, Пермский край
Наименование материала: конспект родительского собрания
Тема: "Каждый ребенок талантлив по-своему"
Дата публикации: 27.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР – детский сад № 15» Родительское собрание на тему:
«Каждый ребенок талантлив по-своему»
Воспитатели: Батрова Лайсан Закуановна. Чернушка, 2016

Родительское собрание на тему: «Каждый ребенок талантлив

по-своему».

Предварительная работа:
1.Написать объявление о предстоящем родительском собрании. 2.Дать домашнее задание подготовить выступление на тему: «Мой ребенок талантлив в….». 3.Подготовить слайдовую презентацию. 4. Подготовить материалы для игры с родителями «Прояви себя».
Цель:
Привлечь родителей к активному участию в выявлении таланта своего ребенка.
Ход собрания:
Что такое талант? Талант –это одаренность. Если верить словарю Ожегова, талант – это «выдающиеся врожденные качества, особые способности». Несомненно, Кутузов был талантлив в тактике и стратегии, Пушкин – в литературе, Пикассо – в живописи. Но одним природным даром дело явно не обошлось. Можно обладать абсолютным слухом, но не стать Моцартом. Талант не просто одаренность, это умение грамотно распоряжаться и управлять тем, что тебе дано. Каждый из нас с рождения обладает потенциалом для достижения успеха в любой сфере деятельности. И за частую физические данные здесь не при чем. Выбор профессии тоже, очень относительно связан со способностями. Да и многие люди просто не верят, что талант у них есть. Проблема в том, что мы слишком широко трактуем это понятие, а оно ультраспецифично: то есть у тебя есть способности не к танцам, а к танго, не к кулинарии, а к выпечке пиццы, и т. д. Чтобы обнаружить их не надо опускать руки, если что-то не получилось нужно пробовать что-то новое. Кому-то раскрыть свой талант мешает отсутствие коммуникабельности. Пожалуй, любые родители с первых моментов рождения их ребенка думают о том, что их малыш самый умный, уникальный и лучший. И они правы!!! То что дети гениальны или по крайней мере очень талантливы давно стало
1 излюбленной темой обсуждения у педиатров, педагогов, руководителей спортивных и художественных студий. Но каким же талантливым родителем должен быть взрослый, чтобы вовремя заметить и бережно выпестовать таланты и способности своего чада! Нужно уметь замечать признаки одаренности, а это не так просто. Музыкально одаренный ребенок не обязательно целыми днями напевает песни, а заложенные от природы способности к математике вовсе не в пристрастии к счету. С точки зрения психологии одаренность имеет как бы два значения – общие умственно-духовные способности и конкретные таланты. Общие способности ученые расшифровывают так: умение обобщать, рассуждать на отвлеченные темы, решать проблемы и учиться на собственном опыте. Несомненный признак некоторой одаренности – раннее развитее речи. Особенно, если ребенок почти сразу переходит от отдельных слов к простейшим предложениям. У таких детей и запас слов богаче, и речь выразительнее. Предложения у них длиннее и логичнее выстроены. Опаснее всего для врожденных способностей ребенка страх и неуверенность в себе. Страх мешает малышу познавать мир – изучать новые предметы, обстоятельства, положения. Но ведь именно освоение незнакомого стимулирует развитие способностей, ибо требует соображения, работы мысли. Талант в каждом ребенке вызревает по-своему. А вот рецепт помощи развитию таланта весьма схоже: теплые отношения, доверие, любовь и интерес взрослых. Талант может проявиться в различных видах деятельности.
Вашему вниманию предлагаем посмотреть слайд шоу.
Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать ничего и не получишь. Каждый ребенок талантлив по-своему. Многие дети обладают прекрасным чувством юмора. У них хорошая память, и они изобретательны, в том числе и на шалости. Талант даже большой, останется не распознанным, если между ребенком и взрослым нет доверительных отношений. Талант, не говоря уже о скромных поначалу способностях, о склонностях проявляются лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью дети развиваются интенсивнее. Не менее важен интерес родителей 2
к тому, что делает ребенок. Малыш занимается чем-либо исключительно потому, что ему это нравится. Но если взрослый относится к его занятию с прохладцей, у малыша тоже пропадает интерес. Следовательно, нужно подмечать интерес и как можно больше уделять внимания занятиям ребенка в этом направлении, поддерживать, хвалить, интересоваться… Находясь в детском саду ребенок познает окружающий мир, путешествует по сказочным странам, на космическом корабле летает в космос. Берет на себя различные роли: врач, продавец, учитель, ученый, космонавт, строитель, водитель, художник и каждый неповторим и уникален. На сколько же вы, уважаемые родители, осведомлены об интересах ваших собственных детей.
Выступление желающих родителей «Мой ребенок талантлив в….»
Творить может каждый человек ребенок это или взрослый нужно просто захотеть сделать мир добрее и ярче. Чем мы с вами сейчас и займемся. Сейчас я вам предлагаю фишки разного цвета. По цвету фишки разбиваетесь на подгруппы. Далее на таблице определяете вид деятельности, которым вы будете заниматься (приложение №1). Я прочитаю стихотворение, а ваша задача отразить ее в виде деятельности, которая вам досталась. А теперь вопрос комфортно ли вы себя чувствовали в виде деятельности в котором вам пришлось себя проявить? Или вам хотелось бы поменять его так как в нем вы бы проявили себя ярче? Так и дети где-то проявляют себя с удовольствием и ярко, а где-то потому что надо. «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшней малыш». В.А. Сухомлинский. 3

Алеева Н.В.

Алеева Н.В.

Ласковое солнышко землю оглядело,

Теплыми лучами, всю ее согрело,

Из лесов далеких ветерок летит

Из малютки, тучки, дождик моросит.

Ах, какой хороший выдался денек!

Вот журчит веселый чистый ручеек.

Снова светит солнце, спинку греет нам,

Ласково смеется людям и цветам.

Рисование

Конструирование

Аппликация

После окончания Глазовского педагогического института в 1984 году по направлению Ольга Сатуриевна Буркова попала в родной Юкаменский район в Пышкетскую школу, где проработала 27 лет. Затем по семейным обстоятельствам переехала в родное Юкаменское, где устроилась в школу, и вот уже на протяжении восьми лет обучает юкаменских ребятишек.

Начальная школа - это как фундамент дома. Если фундамент заложен крепко, то и в будущем, то есть в среднем и старшем звеньях, детям будет учиться легко. М.Горький писал, что в душе каждого ребенка есть невидимые струны, если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Я стараюсь найти эти струнки у каждого из моих учеников, ведь каждый из них по-своему талантлив, нужно только вовремя его разглядеть, — делится секретом профессионального мастерства опытный педагог.

Современный учитель должен уметь шагать в ногу со своими учениками. У Ольги Сатуриевны это получается. В кабинете есть компьютер, проектор - все это используется практически на каждом уроке О.Бурковой.

Современные дети погрязли, в хорошем смысле этого слова, в ИКТ-технологиях. Сегодня у всех есть смартфоны, компьютеры. Я стараюсь не отставать от них. Мы регулярно общаемся в «вайбере» и «ватсапе». Такое неформальное общение, на мой взгляд, сближает меня с учащимися, они мне больше доверяют. Ребята с большим удовольствием делятся со мной фотографиями с семейных поездок, показывают мне домашние задания. Таким образом, я знаю, где и чем занимаются мои подопечные, — говорит Ольга Сатуриевна.

Каждого своего выпускника она помнит, знает, как сложилась их судьба. В этом году у нее выпускной четвертый класс.

Расставаться с детьми, которые в первые дни, путаясь, называли тебя мамой, бабушкой, с которыми ты вместе преодолеваешь все трудности в учебе, очень тяжело. Но я благодарна своим уже перешедшим в старшие классы ученикам за то, что они меня навещают, также делятся своими секретами, советуются со мной, рассказывают о своих делах, — говорит О.Буркова.

Вот и в тот день, когда я пришла к Ольге Сатуриевне, « в гости» заходили ее бывшие ученики - сегодня уже восьмиклассники Данила Булдаков и Наташа Матвеева.

Ольга Сатуриевна есть и будет нашим любимым учителем. Она научила нас читать и писать, адаптироваться в обществе. Благодаря ей сегодня мы с успехом и без страха выступаем в различных конкурсах, участвуем в мероприятиях. Хочется сказать ей большое спасибо за то, что она, не считаясь со временем, не жалея сил, дала нам прочные знания, которые сейчас нам очень пригождаются,- отзываются о первой учительнице ее ученики.

Нынешний класс Ольги Сатуриевны уже известен, наверное, на весь район. Их можно встретить на всех мероприятиях без исключения: будь то посадка деревьев, цветов или участие в митингах, уборка территорий или концерты. Не зря в этом году за многолетний и добросовестный труд Ольге Сатуриевне - отличнику просвещения - была вручена Почетная грамота Правительства Удмуртской Республики.

Ольга Сатуриевна - скромный, ответственный педагог, — отзывается об учительнице директор школы Н.Г.Бекмансурова.- Мало знать учебный материал, очень важно уметь поддерживать хорошие отношения с детьми и их родителями. О.Бурковой это удается. Она болеет душой за своих учеников, как за родных детей. Наверное, в этом и есть секрет ее успешной работы.

«Каждый ребенок талантлив по-своему!»

Известно, что каждый ребенок талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?
Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.
Одарённостьот слова «дар» (дар природы, Божий дар).
Есть разная одаренность: интеллектуальная, психомоторная, творческая и др. Психолог В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок – иллюзии и реальность» пишет:
«В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость – многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке»
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.
Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни. Раскрою некоторые подходы в развитии творческих способностей школьников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.
Художественная одаренность предполагает два обязательных этапа:
Человек овладевает спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего.
Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.
Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:
· приобщая детей к искусству мастеров;
· организуя творческую (авторскую) деятельность детей.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко).
Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.
Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Трудно определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил.
Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка». Традиционные формы и методы изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей. Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Сегодня общество живет в обстановке огромных перемен в развивающем мире научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера и цифровой техники. Чем больше человек окружен этими плодами цивилизации, тем больше ощущается дисгармония и тем сильнее стремление к самовыражению индивидуальности личности. Очень сложно заинтересовать детей деятельностью, которая требует от него умений и навыков ручного труда. В существующей действительности учитель решает вопросы, связанные с творческой самореализацией детей по самым различным направлениям учебной деятельности. Мы уже скептически относимся к «штамповке», испытывая потребность жить в мире эксклюзивных «штучных» вещей, созданных своими руками.
В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях». Действительно, сложная задача, но выполнимая, способная дать детям «крылья» для вдохновения и поверить в свои творческие способности, а предмет их творческой деятельности приобретает практическую значимость, вызывая чувство гордости за конечный результат. На уроках изобразительного искусства, и технологии пытаемся разнообразить деятельность детей, нетрадиционный подход к творчеству вызывает интерес у ребенка к изобразительному искусству и повышает качественный уровень детских работ.
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.

Тренером по художественной гимнастике Тамара Трубановская проработала 20 лет. А первую свою группу учениц собрала, когда сама была еще школьницей.

Тамара Трубановская. Фото: ИА «Республика» / Виталий Голубев

— Тамара Анатольевна, получается, о профессии тренера вы с детства мечтали?
— Да. В первом классе школы нас, девочек, как-то пригласили в спортзал, показали выступления гимнасток и спросили, кто хочет заниматься этим видом спорта. Я сразу загорелась! А спустя три года перешла заниматься к очень известному тренеру Наталье Липниной. Вот тогда я по-настоящему влюбилась и в художественную гимнастику, и в профессию тренера. Наталья Яковлевна — потрясающий педагог, интеллигентный, интереснейший человек. Когда мы ездили на соревнования, то обязательно, если выдавалось свободное время, ходили вместе на выставки, в музеи, театры.

— Как вышло, что вы в столь юном возрасте уже попробовали себя в роли педагога?
— Сегодня вспоминаю и сама удивляюсь. Я тогда училась в пятом классе и собрала девчонок помладше и своих ровесниц, чтобы вместе заниматься художественной гимнастикой. И директор школы, самое главное, разрешил! Среди этих девочек была Любовь Смирнова — ныне ведущий в Карелии тренер по фитнес-аэробике. Когда встречаемся, разговариваем о нашем детстве, я ей всегда в шутку напоминаю: «Люба, не забывай, я твой первый тренер!» (смеется).

Как бы то ни было, после школы я даже не раздумывала, куда поступать: конечно, на факультет физического воспитания Карельского пединститута. И здесь, я считаю, мне очень повезло, потому что педагогический состав тогда был просто звездный, очень сильный.Наши преподаватели окончили Ленинградский институт физкультуры имени П.Ф. Лесгафта. Это учебное заведение с уникальной историей, оно было основано еще в конце XXI века! Среди его выпускников известнейшие российские тренеры и спортсмены. И вот люди с таким высочайшим уровнем образования и педагогического мастерства были нашими учителями: Юрий Шлыков, Леонид Байтман,Юрий Цунский. У таких педагогов учиться было здорово и интересно!

После вуза Тамара Трубановская работала в ДЮСШ № 1 в Петрозаводске. Воспитала немало талантливых спортсменов и тренеров. В ее группе в свое время занималась и известная ныне телеведущая Оксана Пушкина. В 1993 году стала завучем школы, в 2000-м перешла работать в Центральную специализированную детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва, затем в 2011 году была назначена ее директором. Сейчас возглавляет ресурсный центр развития дополнительного образования «Ровесник».

— А из поездок на соревнования что вам больше всего запомнилось?
— Самые яркие воспоминания остались от всесоюзных соревнований, которые проходили в Омске. На них я сдавала норматив мастера спорта, училась тогда на третьем курсе. На этих соревнованиях выступали прославленные советские гимнастки — Галима Шугурова, первая чемпионка Европы, Ирина Дерюгина, которая дважды в конце 70-х стала абсолютной чемпионкой мира. Мы затаив дыхание следили за их выступлениями! Это было так ярко, так мощно, что просто завораживало!

— Художественная гимнастика — это особый вид спорта, здесь очень силен элемент творчества. Талант или трудолюбие, божья искра или физические данные — что здесь важнее?
— Творческая сторона, безусловно, важна. Постановка программы, подбор музыки – это творческий процесс. Но, конечно, художественная гимнастика — это именно спорт, а не вид искусства. Как и в любом другом спорте, это тяжелые тренировки, преодоление себя и главное — желание добиться результата, стать первой, лучшей. И для того, чтобы это получилось, должно совпасть многое. Талант? Конечно. Физические данные? Тоже важно, не спорю.
И трудолюбие нужно, и увлеченность ребенка, и поддержка этого увлечения родителями…

Конечно, к каждому ребенку нужен свой особый, индивидуальный, подход. Все хотят воспитывать будущих звезд, олимпийских чемпионов. Это желание понятно. Но даже если девочка не станет профессиональной спортсменкой, наша задача — привить ей те качества, которые потом очень помогут во взрослой жизни. Представьте, выходит на арену малышка, первый-второй класс, на трибуне огромное количество зрителей… Уже в таком возрасте она должна уметь справляться с волнением, собрать всю свою волю, не растеряться, не стушеваться. Умение следить за собой, держать себя в форме, уверенность в собственных силах, самостоятельность — это ведь пригодится в любых жизненных обстоятельствах любой женщине.

— Со своими ученицами поддерживаете отношения, знаете, как складываются их судьбы?
— Да, с очень многими общаемся и по сей день. Многие девочки сегодня сами работают тренерами. Кое-кто уехал в соседнюю Финляндию. Помню, как я перед отъездом убеждала их не бросать занятия гимнастикой: «Это будет там ваш кусок хлеба!» И сейчас они работают в соседней стране, ведут занятия. Российская школа художественной гимнастики ценится и востребована за рубежом.

— А вас не приглашали в ту же Финляндию преподавать?
— Приглашали и в Финляндию, и в Швецию…

— Почему же не поехали?
— Скажу абсолютно без пафоса: это не мое. Я фанатка не только своей страны, но и своей малой родины, Карелии. В моей жизни был такой случай: свекровь, известный в нашей республике врач, купила дом в Туапсе, на побережье Черного моря. И мы поехали всей семьей туда жить. Меня хватило на четыре месяца: в буквальном смысле до слез скучала по Петрозаводску. И в итоге мы с мужем вернулись в Карелию.

— Ваш супруг тоже спортсмен?
— Нет, он окончил физико-математический факультет, по профессии программист. Но со спортом с молодости дружил, был даже победителем первенства Карелии по плаванию. Но главное, всегда с большим пониманием относился к моему выбору профессии. Даже когда родились дети (у нас две дочери), навалились семейные хлопоты… Время тогда было непростое, и я понимаю, что без поддержки мужа как тренер я бы не состоялась. Сейчас у старшей дочери уже свои дети, так что я счастливая мама и бабушка.

— Вы вспомнили о непростом времени: в Центральную школу олимпийского резерва вы пришли работать больше 15 лет назад. Тогда действительно был тяжелый период, денег ни на что не было, и на спорт в том числе.
— Не то слово. Тренерам задерживали зарплаты, не было средств, чтобы вывозить ребят на соревнования. К счастью, в этой сфере были сильные руководители, председатель Госкомспорта Евгений Шорохов, директор нашей школы Александр Гойхенберг. Они огромные усилия приложили, чтобы сохранить отрасль. За несколько последних лет, конечно, произошли серьезные подвижки в лучшую сторону: стали строиться крупные спортивные объекты, внимания развитию спорта государство уделяет гораздо больше. Но спортивной инфраструктуры, в том числе и в Петрозаводске, конечно, все равно не хватает. Многое еще требуется сделать. Нужны специализированные залы для спортивной гимнастики, спортплощадки в шаговой доступности. Хорошо, например, что администрация города договорилась о том, что наши дети могут заниматься художественной гимнастикой во Дворце спорта Koral, но ведь он в Сулажгоре, родителям приходится возить детей за тридевять земель…

— Сейчас вы возглавили центр «Ровесник». Насколько для вас это новое поле деятельности?
— В чем-то новое, в чем-то соприкасается с предыдущим опытом. «Ровесник» в том числе проводит много спортивно-массовых мероприятий. Например, сейчас организуем региональный этап всероссийских соревнований «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры». Очень важно, что в них участвуют не только юные спортсмены, но и ребята, которые целенаправленно в секциях или спортшколах не занимаются. То есть это продвижение и поддержка именно массового спорта, здорового образа жизни в каждой школе, в каждом районе.

Кроме того, «Ровесник» занимается поддержкой научно-технического творчества. Тесно сотрудничаем с технопарком ПетрГУ. У нас есть программы по конструированию авиамоделей, моделированию космических аппаратов, подготовке к олимпиадам по программированию, физике, математике, астрономии.

— В советские времена талантливых, отличившихся на олимпиадах, на соревнованиях детей отправляли, например, отдохнуть в «Артек». А сейчас есть что-то похожее, какое-то поощрение?
— Такая практика возобновилась, и это здорово. «Артек», «Орленок», «Смена»… В этом году ребята из Карелии, у которых есть серьезные достижения в творчестве, спорте, исследовательской деятельности, вновь поедут отдыхать в эти знаменитые детские лагеря.

Кроме того, готовимся к большому событию, которое состоится в конце мая — Республиканскому фестивалю научно-технического творчества детей и молодежи. Это мастер-классы по техническому творчеству, чемпионат по авиамоделям, соревнования радиоуправляемых автомоделей, моделей вертолетов и квадрокоптеров… А также презентация лаборатории малого судостроения, созданной в нашем центре.

В «Ровеснике» есть и программы, связанные с искусством, краеведением. У нас прекрасный коллектив, все творческие люди, энтузиасты своего дела. Но главное, что эта работа, как и работа тренера, в школе олимпийского резерва, она тоже с детьми и для детей. Каждый ребенок талантлив в той или иной сфере. Развивать тягу к познанию, к творчеству, к тому, чтобы он хотел совершенствоваться и учиться чему-то новому — что может быть важнее и интереснее?