Кружок волшебные ладошки 2 младшая группа. Рабочая программа кружка «говорушки» для детей младшей группы

Юлия Спирина
Рабочая программа кружка по развитию речи «Ладушки» для детей второй младшей группы

Введение

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В. Сухомлинский.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка . Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи , овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.

1. Целевой раздел

1. 1. Пояснительная записка

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности , развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, а развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка , так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию . Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно . Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики , но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками» , пальчиковый театр.

1.2. Цели и задачи рабочей Программы :

Цель : развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологический речи . Обогащение активного словаря.

Задачи кружка :

Обучающие :

1. Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

2. Активизировать речь детей .

3. Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.

4. Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

5. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

6. Учить подражать движениям взрослых.

Развивающие :

1. Развивать мелкую моторику , воображение, мышление, память.

2. Развивать интерес к народному творчеству.

3. Развивать чувство ритма , образное мышление детей .

4. Развивать внимание , зрительное восприятие.

5. Развивать согласованность движений обеих рук.

Воспитательные :

1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

2. Воспитывать любовь ко всему живому.

1.3. Планируемые результаты освоения содержания рабочей Программы

Достижения ребенка к концу года :

1. Обогащается активный и пассивный словарь детей ;

2. Усваивают малые фольклорные формы (потешки, прибаутки и пр.) ;

3. Осваивают невербальные средства общения;

4. Умеют выражать свои чувства и понимать чувства других;

5. Становятся более уверенными в себе, умеют преодолевать робость;

6. Проявляют устойчивый интерес к фольклорному материалу, пальчиковым играм.

2.1. Средства, методы и приёмы работы с детьми младшего дошкольного возраста

Средства

1. Словесный материал (картотека малых фольклорных форм)

2. Картотека пальчиковых игр

3. Наглядный иллюстративный материал (картинки по темам)

4. Музыкальное оформление (подборка музыкальных произведений для сопровождения образовательной деятельности)

5. Наглядный материал : игрушки и пр. по тематике малых фольклорных форм.

6. ТСО : магнитофон, аудиозаписи

Методы и приёмы :

1. Словесные методы обучения (беседа, разучивание потешек, стихотворений, загадок, русских народных песен, текстов пальчиковых игр и пр.);

2. Наглядные методы обучения - показ действий, рассматривание иллюстраций, игрушек.

3. Практические методы обучения - действия руками ребёнка, самостоятельные действия ребёнка.

4. Музыкальное сопровождение образовательной деятельности.

2.2. Перспективное планирование образовательной деятельности в рамках кружковой работы

Месяц 2 неделя

«Потешка» 4 неделя

«Пальчиковые игры»

Сентябрь Диагностика (вводная)

«Ой, лады, лады, лады» «Апельсин»

Октябрь «Варись – варись кашка» «Засолка капусты»

Ноябрь «Зайка серенький сидит» «Кролик»

Декабрь «Кот на печку пошел» «Котик»

Январь «Ты, мороз, мороз, мороз» «Варежка»

Февраль «Пекла кошка пирожки» «Блины»

Март «Идёт лисичка по мосту» «Моя семья»

Апрель «Солнышко» «Дом»

Май «На дубочке» «Посадим цветы»

Диагностика (итоговая)

Публикации по теме:

Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки! Развлечение для детей младшей группы по произведениям устного народного творчества Задачи: 1. Знакомить детей с произведениями устного народного творчества через потешки и прибаутки. 2. Приобщать детей к восприятию произведений.

Проект для детей младшей группы «Ладушки, ладушки, испекли оладушки» Проект для младшей группы «Ладушки, ладушки – испекли оладушки». Содержание: 1. Паспорт проекта. Вид проекта. Возраст участников. Цели.

Рабочая программа кружка МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 227" Саратов 2014-2015уч. г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

Рабочая программа кружка для детей старшего возраста «Пластилиновая сказка» Пояснительная записка. Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка. Такие занятия развивают мелкую.

Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по бисероплетению для детей 5–6 лет Пояснительная записка Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Все учёные,.

Бурченкова Надежда Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №13"
Населённый пункт: город Луга, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа кружка в младшей группе "Волшебные ладошки"
Дата публикации: 08.10.2016
Раздел: дошкольное образование

«
Утверждаю»

Заведующий МДОУ "Детский сад № 13»

______________________ Ленкевич С.В.

«____»____________________20__ год
Протокол педсовета: №_____ от _____ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ»

с использованием нетрадиционных художественных техник рисования)
Возраст детей: 3- 4 года Срок реализации:1 год воспитатель: Бурченкова Н.В.
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения.
Рисование
– интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов. Л.С.Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком. При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники. Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.
Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление. В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки. Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев, картофеля получаются такие красивые фигуры,что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать. В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают, а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. Кружок «Волшебные ладошки» направлен на ознакомление детей с новыми и интересными техниками рисования, способами получения той или иной поделки. Ребенок испытывает огромную радость, видя, как обыкновенные краски преображают белый лист бумаги и получается красивый, необычный рисунок. В работу кружка включены незнакомые детям нетрадиционные виды техник рисования.
Кружок помогает развивать детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования разных материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Цель

программы
: развитие у детей мелкой моторики, художественно - творческих способностей, через различные виды изобразительной деятельности, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Ведущая

идея

данной

программы
: создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Задачи:

развивающие:
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов. Развивать творческие способности детей, через различные техники изобразительной деятельности. Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
обучающие:
Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства. Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов. Формировать умение оценивать созданные изображения.

воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Принципы построения кружковой работы:
← - от простого к сложному; ← - наглядность; ← - доступность с учетом возрастных особенностей; ← - системность и последовательность;
Форма проведения кружковой работы
: теоретические, практические, групповые.
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); - наглядные - практические - игровые Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма проведения занятий
- тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Подходы и методы их реализации:

Систематические занятия. - Игры, игровые приемы. - Организация и оформление выставок детских работ. - Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа; - Индивидуальная работа. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности. Работа кружка рассчитана на 36 часов. Продолжительность занятий до 15 минут. Программа ориентирована на работу с детьми второй младшей группы. Занятия проводятся по подгруппам - один раз в неделю. Срок реализации программы один год. Состав 9 детей.

Ожидаемые результаты:
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники. 2. Сформировать у детей изобразительные навыки и умения в соответствии с возрастом. 3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности. 4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе. К концу учебного года дети должны освоить разные техники и уметь рисовать разными нетрадиционными техниками, в них развивается творческая личность, научиться эстетически воспринимать окружающий мир, мыслить и выражать свои мысли и чувства в образной форме, у них развивается усидчивость, что в дальнейшем будет способствовать положительным успехам.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1.Бумага разного формата и цвета. 2.Гуашь. 3.Акварельные краски. 4.Ватман. 5.Картофель. 6.Поролон. 7.Капустные листы. 8.Воздушные шары. 9.Листья деревьев. 10.Кисточки. 11.Чашечки для гуаши. 12.Баночки для воды. 13.Заготовки рисунков. 14.Салфетки влажные.

Список используемой литературы:
1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г. 2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: « Издательство Скрипторий 2003»,2010.- 72с. 3. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г. 4. Лыкова И.А. Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-Дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл. 5. Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл. 6. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» 7. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки» - Академия развития 2006г 8. Шайдурова Н.В. Учимся делать открытки: Учебно-методическое пособие для педагогов.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл. 9. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. (Серия «Вместе с детьми».) 10. Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл. 11. « Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «Детство-пресс» 2003 12. «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «Детство-пресс» 2004г 13. Медиоресурсы интернета « МААМ», «Почемучка» и т.д.

Программа работы кружка

«Ладушки»

для детей первой младшей группы

Пояснительная записка

В раннем дошкольном возрасте уделяется большое внимание развитию мелкой моторике рук. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе выполнения пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Дети от года до двух хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают игры, выполняемые двумя руками, например, одна рука изображает кошку, а другая – домик.

Цель кружка :

    Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики рук.

    Развитие умственной деятельности малышей.

    Формирование правильного звукопроизношения, умения быстро и четко говорить, активизация речи.

    Совершенствование памяти, внимания, мышления детей, способности согласовывать движения и речь.

Задачи кружка :

    Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждый пальчиком, работа пальчиками обеих рук с мелкими деталями).

    Развивать тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

    Развивать умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.

    Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Расписание кружка : два раза в месяц (1 раз в неделю).

План занятий : прилагается.

План занятий в первой младшей группе.

Сентябрь:

Занятие 1.

«Моя семья»

1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять!

(Пальчики в кулачке, поочередно выпрямлять их.)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а этот пальчик – я!

Вот и вся моя семья!

(Поочередно пригибаем пальчики к ладошке, начиная с большого. На последнем предложении охватываем второй рукой весь кулачок.)

Занятие 2.

«Ладушки-ладошки»

    Ладушки-ладушки, где были?

    У бабушки!

    Что ели?

    Кашку?

    Что пили?

    Бражку!

(Хлопаем в ладоши на ударных слогах.)

    Каша сладенька! (Гладим рукой животик.)

    Бабушка добренька! (Гладим ладошкой по голове.)

    Попили, поели (Снова гладим животик.)

    И домой улетели! (Машем руками.)

Октябрь:

Занятие 1.

«Мышонок»

    Сел мышонок на масленок,

(Ладонь правой руки накрывает кулак левой.)

    А масленок – липкий гриб.

(Кулак левой руки вращается вокруг своей оси.)

    Посидел на нем мышонок

(Поелозить ладонью правой руки по кулаку левой.)

    И прилип, прилип, прилип!

(«Отрываем» ладонь от кулака, а она держится, плотно обхватив кулак левой руки.)

Занятие 2.

«Про бабку»

    Жила-была бабка! (Руки в боки.)

    Да жила у речки. (Разводим руки в стороны ладонями вниз, изображая речку.)

    Захотелось бабке (Снова руки в боки.)

    Искупаться в речке. (Изображаем плавание брассом.)

    И купила бабка (Руки в боки.)

    Мыло и мочало. (Одна рука вперед – это мочало, другая – намыливает.)

    Эта сказка хороша, я начну сначала: (Правая рука в кулаке, большой палец вверх.)

    Жила-была бабка… (Руки в боки.)

Ноябрь:

Занятие 1.

«Два медведя»

    Сидели два медведя

На тоненьком суку: (Руки согнуты в локтях, сжаты в кулаки, прижаты к туловищу, покачиваемся из стороны в сторону.)

    Один читал газету, (Разводим руки в стороны.)

    Другой молол муку. (Стучим кулаком по другому кулаку.)

    Раз ку-ку, два ку-ку –

Оба шлепнулись в муку! (Кулачки падают на колени.)

    Нос в муке. (Показываем пальчиком на нос.)

    Хвост в муке. (Показываем руками за спину.)

    Ухо в кислом молоке! (Беремся пальчиками за ухо.)

Занятие 2.

«Рыбки»

    Рыбки в озере плескались

В чистой тепленькой воде. (Руки согнуты перед собой, двигаем кистями, изображая плавники.)

    То сойдутся, (Сводим обе руки к себе.)

    Разойдутся, (Разводим руки в стороны.)

    То зароются в песке. (Изображаем руками волнообразные движения.)

Декабрь:

Занятие 1.

«Белка»

    Сидит белка на тележке,

Продает она орешки: (Показываем ладошками вверх.)

    Лисичке-сестричке, (Поочередно загибаем пальчики.)

    Воробью, синичке,

    Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому.

Занятие 2.

«Елочка»

    Перед нами елочка (Соединяем кончик пальцев, изображаем елочку.)

    Шишечки, (Показываем кулачки.)

    Иголочки. (Показываем указательные пальцы.)

    Шарики, (Пальцы сжимаем в круг.)

    Фонарики, (Показываем «фонарики».)

    Зайчики (Показываем ушки зайчика.)

    И свечки, (Прижимаем ладони и пальчики друг к другу.)

    Звезды, (Прижимаем ладони с раздвинутыми пальцами.)

    Человечки. (Ставим средний и указательный пальцы на колени.)

Январь:

Занятие 1.

«1, 2, 3, 4, 5 –вышли пальчики гулять»

    1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять! (Руки в кулачке, выпрямляем поочередно по пальчику.)

    Этот пальчик в лес пошел,

    Этот пальчик гриб нашел,

    Этот пальчик чистить стал,

    Этот пальчик жарить стал,

    Ну а этот взял и съел,

    Потому и растолстел!

(Поочередно растираем пальчики, на последних строчках – ручку в кулачок, большой пальчик вверх, вращаем пальчиком.)

Занятие 2.

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики! Ура!

В детский сад идти пора!

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны.)

Февраль:

Занятие 1.

«У оленя дом большой»

    У оленя дом большой. (Показываем расставленными широко пальчиками рога.)

    Он глядит в свое окошко. (Соединяем пальчики рук, изображая окошко, смотрим в него.)

    Зайчик по лесу бежит, (Показываем ушки зайчика.)

    В дверь к нему стучится:

    Тут-тук, дверь открой, (Сточим кулачком в воздух перед собой.)

    Там в лесу охотник злой! (Отводим руку назад, показывая на представляемого охотника пальчиком.)

    Заяц, заяц, забегай! («Зовем» зайчика, машем кистями рук к себе.)

    Лапки мне давай! (Выставляем ручки ладонями вверх.)

Занятие 2.

«Кошка»

    Вот кулак! (Показываем кулачок.)

    А вот ладошка! (Показываем одну ладошку этой же рукой, выпрямляя кулачок.)

    Села на ладошку кошка. (Другой рукой поцарапать по ладошке.)

    Мышки сразу испугались! (Сжать ладонь в кулачок, покрутить им.)

    Сразу в норки разбежались! (Спрятать кулачок в подмышку.)

Март:

Занятие 1.

«Капуста»

    Мы капусту рубим-рубим. (Двигаем прямыми ладонями вверх-вниз.)

    Мы морковку трем-трем. (Двигаем кулачком по другой ладони, изображая терку.)

    Мы капусту солим-солим. (Двигаем пальчиками в щепотке – «солим».)

    Мы капусту мнем-мнем. (Сжимаем и разжимаем кулачки и двигаем при этом руками.)

Занятие 2.

«Тетери»

    Как на нашем на лугу (Разводим руки в стороны, изображая простор.)

    Стоит чашка творогу. (Ладони вместе – горстью.)

    Прилетели две тетери, (Машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных сторон в середину.)

    Наклевались, улетели. (Указательный и средний палец – «клювы» – тыкают в сложенную горстью вторую ладонь. Затем машем кистями рук – «улетели».)

Апрель:

Занятие 1.

«Паучок»

    Паучок бежал по ветке, (Скрестить руки на уровне груди, пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот.)

    А за ним бежали детки,

Хлынул дождик: ой-ё-ёй! (Прижать ладошки к лицу и покачать головой.)

    Смыло паучка водой! (Помахать руками, словно стряхивая паучка и водичку.)

Занятие 2.

«Кот на печи»

    Кот на печи сухари толчет, (Стучим кулачком о кулачок.)

    Кошка в окошке (Показываем пальчиками «окошко».)

Полотенце шьет, (Показываем, как шьют иголкой.)

    Маленькие котята (Поднимаем руки до груди, опустив кисти вниз.)

    На печке сидят (Качаем головой вправо-влево.)

    Да на котика глядят. (Показываем руками «очки».)

    Все на котика глядят

И сухарики едят. (Щелкаем зубами.)

Май:

Занятие 1.

«Заяц и ежик»

    Заяц и ежик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)

    Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они! (Стукнуть кулачками.)

    Быстро бежали – поди догони! (Пальчики «идут» в разные стороны.)

Занятие 2.

«Репка»

    Репку мы сажали, (Роем пальчиками в ладошке лунку.)

    Репку поливали. (Показываем, как льется вода из лейки.)

    Вырастала репка (Показываем, как растет, выпрямляя постепенно пальчики.)

    Хороша и крепка! (Оставить ладони открытыми, а пальчики согнуть, как крючочки.)

    Тянем-тянем! (Крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждая в свою сторону.)

    Кто же нам поможет? (Прибегаем по очереди к героям сказки за помощью и тянем.)

    Ух! (Расцепили пальчики.)

    Вытянули репку! (Потрясли кистями рук.)

Литература:

    «Пальчиковые игры для детей» – О. С. Ермакова, 2009 г.

    «Забавы для малышей» – М. Ю. Картушина, Москва «Творческий центр», 2007 г.

    «Озорные пальчики» – муз.занятия И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

    «Пальчиковые игры для малышей» – Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.

Юлия Санникова
Программа кружка «Озорные ладошки» во второй младшей группе

Актуальность :

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира , период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира , ребенок получает возможность выбора.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы . Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Занятия с детьми продуктивными видами деятельности являются необходимой частью развивающего обучения.

Использование в практике работы с детьми нетрадиционных техник, на мой взгляд, работают на решение сразу нескольких развивающих задач :

Развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия,

Развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики,

Формирование умений и навыков работы с различными материалами,

приспособлениями и инструментами,

Знакомство с новыми техниками и технологиями.

Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Цель программы

Создание условий для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Техники, применяемые в кружковой работе , доступны детям дошкольного возраста и при необходимости проходят адаптацию.

Задачи :

Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Учить рисовать с помощью поролона и пальчиков линии и предметы округлой формы, равномерно наносить точки и мазки на ограниченной поверхности;

Учить делать отпечатки ладонью и доводить их до определённого образа;

Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.

Развивать мелкую моторику, речь и мышление;

Воспитывать отзывчивость и доброту;

Развивать творчество, фантазию.

1. Комфортность : атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.

2. Личностно–ориентированное взаимодействие : учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом , в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера. В процессе совместной продуктивно – творческой деятельности ребенок учиться придумывать новое, вариативно мыслить и общаться.

3. Погружение каждого ребенка в творческий процесс : реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

4. Опора на внутреннюю мотивацию : с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.

Программа кружка разработана для детей 2-3 (и старше) лет, занятия проводятся 2 раза в неделю в вечерний отрезок времени. Длительность занятий не превышает 30 минут.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения- физкультминутки, гимнастику для глаз. Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Задача каждого занятия – освоение нового технологического приема или совершенствование ранее изученных приемов.

В работе кружка принимают участие и родители воспитанников.

Руководитель кружка организует совместные занятия для детей и родителей. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в семье.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы дети познакомятся со следующими техниками :

«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой ) ;

Рисование жесткой кистью (тычок) ;

Рисование по мокрой бумаге;

Оттиски штампов различных видов;

«точечный рисунок» .

Формы проведения итогов реализации программы :

Выставки работ детей в детском саду;

Дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам) ;

Творческий отчет руководителя кружка на педсовете .

Учебно-тематический план

Сентябрь

1. «Веселый горох»

Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись» .

Учить детей набирать краску на палец.

2. «Рыбки плавают в пруду, не поймаешь ни одну» Вызвать у детей желание нарисовать рыбок ладошкой .

3. «Мухоморчики - грибы» Использовать ватные палочки для нанесения горошинок на шляпку гриба

4. «Ветка рябины» Предложить детям нарисовать ветку рябины пальчиками, передавая её характерные особенности

5. Заготовка на зиму «Компот из яблок»

Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками.

6. «Сирень в корзине» Продолжать учить детей рисовать пальчиками.

7. «Ягодки и яблоки на тарелке»

Продолжать учить детей набирать краску на палец.

Учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура.

8. «Цыпленок» Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок.

9. «Осеннее дерево» Побуждать детей к самостоятельности. Показать детям прием изображения дерева, передавая его характерные особенности : длинный прямой ствол, ветви в виде длинных наклонных линий. Рисование ладошкой и пальчиками (листва) .

10. «Листопад»

Познакомить детей с художественной техникой печатания.

11. «Гусеница» Познакомить детей с художественной техникой печатания пробкой. Учить рисовать пробками, прикладывая их к листу

12. «Грибная полянка» Познакомить детей с художественной техникой обрывной аппликации - наклеить лесную полянку из кусочков рваной и мятой бумаги.

13. «Божья коровка» Познакомить с техникой печатания картофелем. Показать приём получения отпечатка.

14. «Дождь, дождь» Продолжать учить детей технике обрывной аппликации.

15. «Подсолнухи»

Предложить детям нарисовать подсолнух, передавая его характерные особенности. Закрепить умение изображать семечки ватной палочкой.

16. «Лебеди на озере»

Учить детей рисовать птиц при помощи ладони .

17. «Как белочка к зиме грибы сушила» Оттиск пробкой, печаткой из картофеля. Вызвать у детей эмоциональное отношение к обитателям леса. Продолжать формировать представления о том, что животные делают заготовки на зиму. Учить штамповать грибы.

18. «Птички клюют ягоды» Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками.

«Чашка для бабушки» Оттиск пробкой, рисование пальчиками. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять использование рисования пальчиками.

20. «Облака» Продолжать знакомить с техникой рисования – тампонированием. Учить аккуратно набирать краску.

21 «Пушистый кот» Продолжать знакомить со способом рисования «тычок» . Закрепить умение передавать образ кота, насыщать объект деталями, добиваться выразительного образа.

22. «Воробей» Предложить детям нарисовать воробья, передавая его характерные особенности. Познакомить с техникой работы со щетинной кистью.

23. «Ёжик»

Совершенствовать умение рисовать ладонью .

Закрепить умение дорисовывать при помощи пальцев.

24. «Снегирь» Учить изображать снегиря, используя трафарет, используя «пальчиковую» живопись

«Выпал беленький снежок»

Рисование пальчиками. Учить наносить мазки на бумагу контрастного цвета, обращать внимание на сочетание белого и синего цветов.

26. «Снежинка» Познакомить с новой техникой художественного творчества – аппликация манкой.

27. «Маленькой елочке холодно зимой» Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки) . Учить рисовать елочку пальчиками.

28. «Я слепил снеговика» Закрепить технику - сминать салфетку в комочек, обмакивать в клей и наклеивать на силуэт.

29. «Елочка пушистая» Упражнять детей в технике «тычок» , рисования полусухой, жесткой кистью. Продолжать знакомить с таким средством выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками (или ватными палочками) .

30. «Веселый снеговик» Упражнять детей в технике «тычок» полусухой щетинной кистью. Продолжать упражнять в рисовании мелких деталей, создавая образ снеговика. Предложить украсить работы готовыми формами (шапочки, шарфики, морковки) .

31. «Дед Мороз» (коллективная работа) ладошками на цветной бумаге

32. «Дед Мороз» (коллективная работа)

2 занятие Учить делать коллективную работу, составлять композицию

33. «Деревья в сугробах» Печать поролоном. Учить рисовать сугробы лёгкими прикосновениями к бумаге. Упражнять в рисовании дерева.

34. «Пушистые животные» Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью - учить имитировать шерсть животного, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности.

35. «Мои рукавички» Упражнять детей в технике печатания. Учить дополнять рисунок, используя отпечатки пальчиков и штампики

36. «Весёлый снеговичок»

Упражнять в технике тычка жёсткой полусухой кистью.

37. «Наряды для наших кукол» Продолжать рисование пальчиками. Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол.

38. «Пушистый зайка»

Учить рисовать зайку, дорисовывая кистью к круглой голове удлинённое тело, изображая шерсть в технике «набивка» щетинистой кистью.

39. «Кот – Матроскин» Учить дорисовывать детали у кота, полоски на теле с помощью ватной палочки, смешивать оранжевый цвет, дорисовать композицию.

40. «Золотая рыбка» Учить изображать рыбку по трафарету, с помощью поролонового тампона, ватной палочки.

41. «Самолёт» Учить изображать самолёт, используя «пальчиковую живопись» , для облаков – вату, клей пва.

42. «Кораблик для папы» Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение.

43. «Красивая салфеточка»

Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.

44. «Мое любимое животное» Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное

45. «Волшебные картинки»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

46. «Ручеек и кораблик»

Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм. Познакомить с новой техникой рисования - оттиск скомканной бумагой. Упражнять в рисовании ручейка скомканной бумагой

47. «Мимоза для мамы»

Совершенствовать технику рисования пальцами.

Развивать чувство ритма и цвета.

Воспитывать интерес к отражению в рисунке своих впечатлений и представлений о природе.

48. «Цветок радуется солнышку»

Упражнять детей в технике рисования с помощью печаток-штампов.

49. «Цветы для мамы» Закрепить технику печатания ладошками . Развивать интерес к выполнению работы.

50. «Весёлый осьминог» Продолжать учить использовать ладонь , как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

51. «Украшение чайного сервиза»

52. «В гостях у жирафа»

Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость

53. «Нарядные матрешки»

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

54. «Бабочка»

Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

55. «Солнышко» (коллективная работа) Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками . Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.

56. «Бусы для куклы»

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке.

57. «Петушок-золотой гребешок»

(коллективная работа)

Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики) . Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста)

58. «Белые барашки» Познакомить детей с новой техникой художественного творчества «рисование ватой по бархатной бумаге» .

59. «Пасхальное яичко» Вызвать интерес к созданию пасхального яица с помощью доступных материалов. Отрабатывать технику рисования пластилином. Показать детям технику выкладывания рисунка семенами по пластилину.

60. «Угощайся зайка»

Продолжать учить детей создавать образы в технике обрывной аппликации.

61. «Первый цветок - подснежник» Учить смешивать голубой цвет и изображать подснежник с помощью «пальчиковой живописи» .

62. «Весенняя веточка» Учить смешивать светло- зелёный цвет и изображать листочки к веточкам в технике «примакевание» .

63. «Радуга»

Учить рисовать радугу из цветных полосок.

64. «Гвоздика» Вызвать интерес к созданию образа гвоздики в технике обрывной аппликации

65. «Вот такой у нас салют» Предложить нарисовать праздничный салют доступными средствами. Совершенствование навыка детей рисования пробкой, тампоном и бумагой, для изображения салюта.

66. «Красивые цветы для пчелки»

Продолжать рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, развивать творческое воображение.

67. «Одуванчик» Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками

68. «Носит одуванчик желтый сарафанчик» Вызвать интерес к созданию образа пушистого одуванчика в технике обрывной аппликации.

69. «Мячики» Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля.

Показать прием получения отпечатка.

70. «Выставка работ детей данной группы » Учить детей рассматривать работы. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе понравившихся работ.