В детском саду не проснулся ребенок. Спать или не спать – ребенок не хочет спать в детском саду

Дома сын спал днем через день, а в садике он вообще отказался от дневного сна. Чем это плохо? Оказывается, именно дневной сон позволяет вывести из детского организма кортизол, гормон стресса.

Поэтому детки, которые не спят днем, к вечеру особенно возбудимые и уставшие.

Парадокс! Чем больше устает малыш, тем труднее ему уснуть.

Что делать, если ребенок плохо спит в садике или вообще отказывается от послеобеденного отдыха? У нас есть несколько советов!

Совет 1: если ребенок не хочет спать, может, он уже перерос дневной сон

В 3 года почти все дети спят днем. К 4м годам только половина малышей укладывается на дневной сон. В 5 лет нуждаются в регулярном дневном отдыхе лишь 25% деток.

Если ребенок плохо спит или вообще отказывается от отдыха, может, у него нет потребности во сне днем. Попробуй договориться с воспитателем, чтобы кроха просто лежал с закрытыми глазами.

Когда мой сын отказывался ложиться в старшей группе, воспитательница пошла навстречу. Ребенок не хочет спать? Хорошо, пусть тихо собирает пазлы или рисует.

Совет 2: ребенок не хочет спать в садике? Попрощайся с ритуалами дома

Из-за непривычной обстановки малыши поначалу нервничают и не могут расслабиться в садике. Ребенок не хочет спать, потому что рядом нет любимого мишки, маминой колыбельной и теплого одеяла.

В садике? Попробуй свести домашние ритуалы укладывания к минимуму. Пусть малыш учится засыпать без укачиваний, песен и бутылки с компотом. Тогда и в садике все получится!

Совет 3: ребенок плохо спит в садике? Признай его чувства

Когда мой сын говорил, что не может уснуть, я, признаюсь, не сразу стала его поддерживать. Я думала о том, что у других детей же как-то получается уложиться на дневной сон!

На самом деле, малыш переживает серьезный кризис разделения с мамой. Говори почаще с ним об этом: что воспитательница позаботится о нем, что вечером вы вместе пойдете на любимые качели… Если ребенок не хочет спать, он обычно тревожится. Вдруг мама вообще не заберет! Так что уделяй карапузу побольше внимания и объясняй, что ты обязательно за ним придешь.

Проведите опрос среди родителей старшей или подготовительной группы, и вы узнаете от большинства них, что дома дети уже давно не спят днем. Спросите детей, почему они не любят ходить в садик, и вы услышите, что одна из главных причин - дневной сон. А если организовать садик без сна? Это возможно сделать как силами семьи, так и в дошкольном учреждении.

Когда дочке было примерно четыре с половиной года, у нас начались проблемы с дневным сном. Укладывать ее было все сложнее, часто сам процесс укладывания занимал больше двух часов. В итоге засыпала она часам к четырем пополудни, просыпалась к шести, а укладывание на ночь происходило далеко за полночь. Посовещавшись с мужем, мы решились на эксперимент: не укладывать вообще. В итоге к девяти часам вечера ребенок сам еле доползал до кровати и крепко спал до утра, а родители вечером получали несколько часов времени на себя. В таком режиме мы прожили все лето, но когда пришла пора возвращаться осенью в садик, проблема снова замаячила на горизонте. Марта - очень послушная девочка, а в садике «за компанию» спят даже не очень послушные дети, поэтому она, как и положено, отдыхала два часа и возвращалась вечером домой. После этого вечером начинался сущий ад: ребенок скакал по диванам и по головам родителей до глубокой ночи, а утром, не выспавшись, никак не желал вставать в половине восьмого утра. Родители утешали себя тем, что ребенок выспится в садике, но жизнь в режиме «не можем улечься, а потом не можем встать» напрягала всю семью. Ко всему прочему, я была беременна, поэтому поздние отбои и недостаток сна ощущались особенно остро.

Садик без сна: организация силами семьи

Прожив так около недели и поняв, что долго в таком режиме не протяну, я начала искать решение в интернете. И первое, что я поняла: я не одна такая. Потому что очень немногим детям в 5-6 лет на самом деле еще нужен дневной сон. Каждая мама решала проблемы с садиковским сном по-своему, но в целом было несколько вариантов:

Забрать ребенка из садика, а вместо этого водить на разные секции.
Забирать ребенка после обеда, то есть до дневного сна. Во второй половине дня опять-таки водить на кружки.
Забирать ребенка после обеда, а затем приводить обратно после сна.

Очевидно, что первый вариант подходит мамам, которые вообще не работают, и могут полностью посвящать себя ребенку. Второй - тем мамам, которые работают на полставки или дома. Третий - тем же мамам, но при условии, что садик находится рядом с домом (иначе вряд ли захочется кататься туда-сюда по четыре раза в день).

Я - мама-фрилансер, и садик у нас в пяти минутах ходьбы, поэтому третий вариант показался мне самым удачным. В нашем садике во второй половине дня часто проходят разные занятия: хореография, английский язык, и если забирать дочку после обеда, то она пропускала бы их. Во-вторых, дополнительные два часа для работы ежедневно для меня были очень важны.

В режиме «забираем после обеда и приводим обратно после сна» мы прожили целый учебный год, и вот какие преимущества это дало нашей семье:

Маме:
Ушли проблемы с укладыванием на ночной сон - дочка засыпает около 21 часа и крепко спит 10 часов;
Утром дочка просыпается без будильника в половине восьмого и говорит: «Мама, вставай, пора идти в садик!»;
Снова появилось время на вечернее общение с мужем или же на дополнительные пару часов сна;
После того, как рабочий день поделился на три части: работа (9-12), дневное общение с дочкой (12.30-15), снова работа (15.30-18), стало легче планировать день, я стала больше успевать.

Дочке:
Марта очень привязана к маме и папе, и оставаться одной на целый день даже в пять лет для нее все еще было тяжело. Возможность побыть с родителями несколько часов среди дня снизило психологическую нагрузку, садик стал восприниматься более позитивно.
Если не было сильного ветра и дождя, почти все время садиковского сна мы проводили на улице. Для здоровья это во сто крат полезнее, чем лежать в душном помещении спальни вместе с двадцатью детьми.

Чаще всего негативное отношение к садику у детишек складывается именно из-за тихого часа. Каждый и возражений, и часто бывает трудно понять, чем вызваны такие истерики. Это обычный каприз или индивидуальная особенность малыша? Почему ребенок отказывается спать в саду? Как помочь ребенку уснуть и какие советы можно дать в этом случае родителям и воспитателям?

Обычно детей укладывают спать в час. Сон длится два часа, но в разных возрастных группах времени может отводиться больше.

Разберем эти отличия на примере разных возрастных групп:

  • Младшей группе , в отличие от остальных, может отводиться на сон не два часа, а три, как в яслях.
  • Средняя группа чаще всего спит два часа.
  • Старшая группа спит два – полтора часа, так же, как и подготовительная.

Время на сончас может отличаться в разных детсадах.

Как укладывают деток?

Перед самим тихим часом дети обязательно обедают, после моют руки и лицо, посещают туалет. После этого они идут в спальную комнату.

Воспитатели сразу обращают внимание на ребят, которым бывает трудно успокоиться и настроиться на сон, они могут подходить к ним и расспрашивать, что их беспокоит, поглаживать по спинке.

После того, как детки успокоятся, им читают сказки, стихотворения, иногда поют колыбельные песни .

Мнение эксперта

Но часто в садиках воспитатели просто не успеваю или не хотят проделывать все эти ритуалы, детей просто отправляют в кровати и заставляют спать, не успокоив и не подготовив ко сну. В этом случае успокоиться, и тем более заснуть, для них может быть очень трудно.

Почему малыш не хочет ложится отдыхать в тихий час?

Отказ от сна может быть вызван разными причинами:

  • Тяжелая адаптация. Период адаптации для некоторых ребят может проходить очень трудно, он может проявлять себя не только в отказе спать. Это период приспособления к новым условиям – постоянный контакт с другими детьми, новый режим и правила, раннее расставание с мамой… Чтобы период адаптации проходил легче, нужно заранее подготовить чадо к новой жизни: рассказывать ему о садике, объяснять, что это новый шаг на пути к взрослению.

    Важно стараться как можно больше времени проводить с ребенком – играть с ним, читать перед сном, расспрашивать, как прошел день, что нового он сегодня увидел или узнал.

  • Нарушен режим сна. Причиной может быть нерегулярный отход ко сну и непродолжительный сон, бессонница. Ребенок может просто не захотеть спать вовремя. Чтобы этой проблемы не было, просто старайтесь укладывать кроху в одно и то же время, а перед сном свести все активные игры и отвлекающие моменты (телевизор, яркий свет) к минимуму.
  • Малыш поздно проснулся и не устал. Причиной отказа от сна также может быть поздний подъем. В этом случае ко времени дневного сна ребенок просто не успевает устать. Оптимальное время бодрствования в возрасте 3–6 лет – около 6 часов. Необходимо найти оптимальное время утреннего подъема. Начните будить кроху в 6:30-7:00.
  • Ребенок не может расслабиться. Это также может быть связано с тяжелой адаптацией. Можно давать ребенку класть в кроватку любимую игрушку, так он будет чувствовать себя спокойнее. Хорошо успокаивает чтение вслух.
  • Мешают другие дети. Такое тоже часто встречается, в этом случае можно попросить воспитателя придумать какое-нибудь занятие для возмутителя спокойствия, например рисование или пластилин, чтобы не отвлекать других детей от сна. Советы воспитателю о том, как проще уложить ребятишек спать, читайте ниже.
  • Страх отделения от мамы. Повышает тревожность малыша, родителям важно обеспечить для него психологическую поддержку, больше времени проводить вне сада в совместных играх.Родителям важно быть уверенными в том, что они все делают правильно, постараться избавиться от чувства вины за то, что ребенок ходит в садик. Не нужно торопиться оставлять кроху на целый день. Сначала постарайтесь забирать его сразу после сна и вместе идти гулять, чтобы приучить его с радостью ходить в садик.
  • Гипервозбудимость. В этом случае не стоит заставлять малыша спать. Попросите воспитателя, чтобы он немного посидел с ребенком на кроватке и погладил его по спинке. Это поможет ребенку успокоиться и быстрее заснуть.
  • Отвлекающие факторы. Это могут быть посторонние шумы, температура в комнате, жужжание насекомых. Поговорите с воспитателем об этой особенности своего ребенка.

Как должны вести себя воспитатели?

Что нужно делать воспитателю? Бывает так, что причиной отказа от сна становятся сами воспитатели.

Если ребенок не засыпает, его начинают запугивать: “Не будешь спать – отправлю в чулан”, “Придет серенький волчок и укусит за бочок”.

В таком случае важно и нужно поговорить с воспитателем, спокойно и дипломатично рассказать ему о том, что вам не нравится. Предложите сменить “тактику”.

Мнение эксперта

Домина Валентина Александровна – педагог

Педагог детского развивающего центра, мама троих детей

Воспитатели должны использовать не только педагогические методы, но проявлять к детям заботу и любовь. Только так можно найти подход к каждому ребенку. Попросите воспитателя быть более внимательным к вашему чаду, чтобы он относился к нему мягче и снисходительнее. Предложите варианты, как можно помочь крохе. Адекватный воспитатель обязательно прислушается к Вашим словам.

Если все-таки педагог не хочет идти навстречу и упорно стоит на своем, просто забирайте малыша на время сончаса и укладывайте дома, а потом он, возможно, начнет спать и в саду.

Если у Вас не получается это делать, ничего другого не остается, кроме как перевестись в другой садик. Внимательнее присмотритесь к эмоциональному фону в детском саду, к другим детишкам.

Обратите внимание на их отношение к Вашему ребенку, на то, как он их воспринимает, может, в группе много детей и кроха еще не привык к их обществу? Тогда просто переведите его в другую группу, где количество детей будет меньше.

  1. Чтобы дошкольники вовремя легли спать, педагог должен соблюдать распорядок дня в группе. Благодаря этому у детей выработается физиологическая привычка и в момент наступления сончаса, они будут уже готовы к дневному отдыху.
  2. Полезно проводить водные процедуры. Проводите обливание ног, которое может принести пользу и в закаливании.
  3. Обратите внимание на освещение. Оно не должно быть ярким, а шторы желательно закрывать.
  4. К разным группам можно использовать разные методы. Так, к детям младшей группы лучше всего подходить к каждому по отдельности, разговаривать с ним в спокойном дружелюбном ключе, можно сказать о том, какие чудесные сны им приснятся, как они потом расскажут об это маме и. т. д.

    Для малышей важно, чтобы в момент сна с ними была любимая вещь или игрушка, которая напоминала бы им о доме и о маме. Ребяткам из старших групп можно объяснять, что сон – это необходимый для организма отдых.

  5. Важно еще, чтобы в комнате была приятная обстановка, не было ярких цветов и любых отвлекающих моментов. Лучше всего, если комната для сна будет в пастельных тонах.

Можно ли чем-то заменить дневной отдых?

Дневной сон необходим для полноценного физического и умcтвенного paзвития детей. Однако с возрастом потребность в сне сокращается. Обычно это происходит с 4-5 лет. Тогда вместо сна будет достаточно просто полежать немного и послушать книжку или поиграть в любые спокойные игры – кубики, пазлы, порисовать (активные виды деятельности и игры не подойдут для нормального восстановления сил). Для отдыха в этом возрасте и этого будет достаточно.

Если ваше дитя не хочет засыпать в группе, прежде всего, выясните причину этого. Детей, которые только начали ходить в дошкольное учреждение, в первые дни не стоит оставлять на сончас. Делать это нужно только тогда, когда ребенок привыкнет к тому, что он каждый день посещает детский сад.

Сделайте домашний режим приближенным к распорядку дня в детском саду. Даже в выходные дни и праздники старайтесь его придерживаться. Привыкнув к ежедневной моментов, ребенку будет легче засыпать в детском саду. Сон в середине дня не станет вызывать у него отрицательной реакции, а будет связан с отдыхом.

Причиной бодрствования ребенка во время тихого часа может быть его . В таком случае не нужно заставлять ребенка спать. Попросите воспитателя некоторое время сидеть с ним на кроватке и гладить по спине. Так малыш сможет быстрее успокоиться и, возможно, заснуть.

Чересчур активный малыш, набравшись впечатлений за первую половину дня, просто не может быстро успокоиться. Его мозг перерабатывает полученную информацию.

Ребенок не может заснуть во время сончаса из-за отвлекающих факторов. Такими могут являться шум за окном, жужжание насекомых или некомфортная температура в спальне. В беседе с педагогами группы укажите на эту индивидуальную особенность вашего ребенка.

Замена видов отдыха

Дети , в основном, живут по режиму. Однако, не все дети могут спать в строго установленное время. Внутренний цикл у всех свой. Поэтому воспитателям группы лучше учитывать это в первое время нахождения ребенка в детском саду.

При необходимости можно обратиться к психологу детского сада. В его кабинете созданы условия, позволяющие детям расслабиться. Использование специальных методик позволит специалисту выяснить причину бодрствования ребенка.

Сон в тихий час возможно заменить другим видом отдыха. Можно предложить ребенку просто спокойно полежать в кроватке. Даже если он полежит двадцать-тридцать минут, это даст ему возможность отдохнуть от активной деятельности.

Есть дети, которые категорически отказываются находиться в спальне и не дают другим детям спать. Причины этому могут быть разные. Замените сон тихими играми, например, настольными. Так малыш сможет переключиться на более спокойный вид деятельности и не мешать остальным ребятам.